Международная дипломатия России в период буржуазных преобразований.Страница 5
Превращая Среднюю Азию в источник сырья, царская администрация стала стимулировать развитие хлопководства. К началу XX в. Средняя Азия стала основным поставщиком хлопка для российской промышленности.
Присоединение Средней Азии сопровождалось колонизацией земель. В среднем ежегодно сюда переселялось около 50 тыс. человек. Политическая стабильность региона, наличие свободных земель и сравнительно невысокие налоги привлекли сюда жителей из русских губерний, Китая и других соседних государств.
Присоединение среднеазиатских народов к России сопровождалось многими прогрессивными явлениями. Прекратились междоусобные войны, были ликвидированы рабство и работорговля. В Средней Азии было установлено единое с Россией законодательство, отражавшее положительные изменения эпохи.
В Средней Азии начался процесс капиталистического развития. Заметно возрастает товарооборот, особенно в связи с развитием хлопководства и шелководства. В городах стали создаваться светские школы. Русские ученые развернули широкую деятельность по исследованию природы, истории и культуры Средней Азии. Особенно заметный вклад принадлежит П.Л. Семенову-Тян-Шанскому, Н.М. Пржевальскому, В.В. Бартольду и др.
Наряду со Средней Азией активную политику проводит Россия и в бассейне Тихого океана.
Во второй половине XIX в. бассейн Тихого океана становится ареной острого политического соперничества. Дальневосточная политика России развивалась на основе ее взаимоотношений с Японией, Китаем, США и европейскими державами, преследовавшими здесь свои колониальные цели.
В середине XIX в. успешно развивались отношения России с Китаем. Она не участвовала в закабалении Китая в период так называемых "опиумных войн" и занимала благожелательную позицию к пекинскому правительству во время его переговоров с Англией и Францией. В мае 1858 г. генерал-губернатор Восточной Сибири Н.Н. Муравьев подписал с представителями правительства Китая договор о разграничении смежных территорий по реке Амур. В 1860 г. в Пекине был подписан договор, по которому производилось окончательное разграничение между Россией и Китаем. По этому договору за Россией закреплялся весь Уссурийский край, к этому времени уже освоенный русскими землепроходцами.
В 1855 г. был заключен также первый русско-японский договор, положивший начало официальным межгосударственным отношениям. Он предусматривал "неразделенное" владение островом Сахалин, хотя ранее он полностью принадлежал России. После этого Япония начала заселять остров. Вопрос о Сахалине стал приобретать спорный характер. Не имея возможности усилить свои стратегичеекие позиции на Дальнем Востоке, царское правительство пошло на дипломатическое урегулирование вопроса. В 1875 г. в Петербурге был подписан новый русско-японский договор, по которому Японии были переданы принадлежащие России Курильские острова в обмен за отказ от притязаний на южную часть Сахалина.
В 60-е гг. происходит заметный подъем русско-американских отношений. В апреле 1861 г. в США вспыхнула гражданская война между Севером и Югом. Правительство России склонялось к поддержке северян. Это объяснялось рядом причин, главной из которых было сходство взглядов России и Соединенных Штатов на политику Англии. Американское правительство видело в России противовес действиям Англии и Франции на Американском континенте.
Государственно-политическое устройство
Северопричерноморские полисы были рабовладельческими демократическими или аристократическими республиками, где рабы, женщины и иностранцы не имели прав гражданства (правда, за большие заслуги перед полисом иностранцам могли предоставлять такие права). Высочайшими органами законодательной власти было народное собрание ("народ") ...
Два адмирала в боях за Отечество
Для того чтобы правильно понять особенности стратегии адмиралов Ушакова и Нельсона, нужно вернуться к истокам их жизни. Очень важно понять, что толкнуло совершенно обычных мальчишек сделать такой выбор. ...
Развитие М.В. Ломоносовым русской педагогической терминологии
Любая отрасль науки имеет определенную терминологию, отражающую систему и специфику научного знания. Педагогическая терминология представляет собой совокупность терминов, закрепляющих важнейшие понятия педагогической науки. Особенность русской педагогической терминологии состоит в ее народных истоках, в опоре на народную педагогику.
Но ...