Наиболее древними обитателями Японских островов считаются предки современных айну — эбису. В начале нашей эры они жили на северо-востоке о. Хонсю. Их этническое происхождение до сих пор не выяснено, но некоторые исследователи убедительно доказывают их южное происхождение, связь с Малайей, Индокитайским полуостровом и островами современной Индонезии.

На Японские острова неоднократно переселялись корейцы, китайцы, различные маньчжуро-тунгусские племена, оттеснявшие эбису на север. В ходе упорной борьбы одни из племен покорялись другими, при этом шел процесс их постепенного смешения. Среди наиболее сильных выделилось племя Ямато, которому к концу III — середине IV в. удалось подчинить своих соперников и образовать в центральной части о. Хонсю союз племен Ямато, от наименования которого и пошло первоначальное название Японии.

Предки современных японцев расселялись в районах, наиболее пригодных для земледелия. Уже в III — VI вв. главной сельскохозяйственной культурой стал рис, выращивавшийся как на суходольных, так и на орошаемых полях. Сооружались оросительные каналы и пруды. К этим работам вожди племен привлекали множество людей на началах трудовой повинности. Наряду с основной культурой — рисом и другими зерновыми в V в. стало развиваться шелководство.

Среди ремесленников было много ткачей, гончаров, кузнецов и плотников. Наиболее искусными умельцами были корейско - китайские переселенцы, приток которых усилился с конца III в., когда западные окраины Китая подверглись нападениям кочевников, а в V в. иммиграция корейцев и китайцев стала обычным явлением.

Переселенцы были частью неоднородной группы населения, называемой «бэ». К ней относились также потомки глав побежденных общин, выполнявшие в японском обществе того времени охранные функции, языческие жрецы, «грамотеи», умевшие читать и писать по-китайски — первые чиновники формирующегося государства, а также обращенные в рабство за преступление общинники. Процесс классообразования расслаивал категорию «бэ» на относительно небольшую эксплуататорскую верхушку и основную массу зависимого населения. Положение наиболее многочисленной части «бэ» приближалось скорее к положению древнеримских колонов: они прикреплялись к земле (во владениях царя и знати) или к определенному ремеслу, их нельзя было ни продать, ни убить.

В домашнем хозяйстве использовался труд рабов, однако общее их число было незначительным: применять рабский труд становилось всё менее выгодным, а основные источники пополнения рабов — межплеменные войны — сокращались.

В результате развития простого товарного производства в начале V в. возникли рынки, самым ранним из них был «китайский рынок» в центральной части о. Хонсю, в районе современного г. Осака. Торговля в то время обычно совершалась осенью, после уборки урожая. Продуктами обмена были зерно, рыба, оружие, лошади, скот, а позднее — предметы роскоши.

Найденные в японских курганах китайские монеты подтверждают предположение о существовании торговли с континентом.

На базе общественного разделения труда происходил рост имущественного неравенства, выделялись аристократические семейные группы, усиливалась эксплуатация рабов и «бэ». К концу IV — VI вв. усилилась власть вождя союза племен, который все больше осуществлял функции царя. Его власть основывалась на присвоении значительных пространств земли, обложении общинников податями, захвате рабов, использовании труда земледельцев и ремесленников «бэ».

В развивавшемся классовом обществе значительное место продолжала занимать земледельческая община. В ней на первый план выдвигалась семья, владевшая усадьбой и полем на правах собственности. Отчуждение прибавочного продукта в пользу эксплуататорской верхушки приняло форму подати зерном и продукцией ремесла. Трудовое население несло также отработочную повинность по поддержанию и расширению оросительной системы и по строительным работам.

Вокруг царского дома группировались знатные семьи, которые постепенно закрепили за собой государственные и придворные должности: члены одной семейной группы являлись жрецами и считались посредниками между царями и богами, члены другой — воинами и хранителями оружия, члены третьей выполняли функции дворцовой стражи, а иные отвечали за сохранность царского имущества. Эти ставшие наследственными должности аристократических семей приобрели значение титулов и с развитием феодальных отношений превращались в различные ранги и степени феодальной иерархической лестницы.

Страницы: 1 2