Внешняя политика второй половины XIX в. отражала проблемы внутреннего развития страны. В 60-70-х гг. основное внимание правительства было сосредоточено на проведении буржуазных реформ, поэтому внешняя политика носила сравнительно спокойный характер. Правительство стремилось избегать острых международных конфликтов, использовать преимущественно дипломатические способы решения спорных вопросов.

Основной задачей внешней политики после Крымской войны была отмена ограничительных условий Парижского мирного трактата. Существенно изменилась международная обстановка: окончательно распалась "Венская система", опиравшаяся на австро-русско-прусский союз, сложилась так называемая "крымская система" на основе англо-французского союза.

В этот период Россия испытывала трудности не только из-за ограничительных статей Парижского трактата, но и из-за международной изоляции, препятствовавшей пересмотру принятых ранее соглашений. Поэтому сразу после Крымской войны перед правительством встала задача найти союзников. Решение трудных задач российской дипломатии в 60-70-е гг. связано с именем М.А. Горчакова, занимавшего с 1856 г. пост министра иностранных дел.

Внешняя политика России повлияла на соотношение сил в Европе. Пруссия, заручившись поддержкой России, приступила к объединению Германии. Развитие сильной милитаристской Германии в перспективе создавало для России серьезную опасность, но молчаливая позиция Англии и Франции по отношению к действиям Бисмарка и их враждебность по отношению к России толкали царизм на дальнейшее сближение с Пруссией.

20 июля 1870 г. началась франко-прусская война. Пра­вительство России заявило о своем нейтралитете.

Поражение Франции в войне создал новую обстановку в Европе. Пользуясь благоприятной позицией, правительство России поставило вопрос о пересмотре условий Парижского мирного трактата. В октябре 1870 г. российское правительство в одностороннем порядке объявило об отказе от нейтрализации Черного моря. Правительства Англии, Австрии и Турции высказались против действий России. Однако Пруссия не поддержала позиций Англии и Австрии, предложив провести международную конференцию держав, подписавших Парижский трактат.

Конференция открылась в Лондоне в январе 1871 г. Россия не требовала пересмотра всех условий Парижского трактата 1856 г. Она ставила вопрос лишь об отмене от­дельных статей о нейтрализации Черного моря, ущемляв­ших ее национальные интересы.

В целом Лондонская конференция, завершившаяся в марте 1871 г., явилась крупным дипломатическим успехом России. Была разрушена "крымская система", которая не только сковывала возможность обороны России на Черноморском побережье, но и противопоставляла ее другим морским державам, практически исключала возможность добиваться благоприятного соглашения по другим важным вопросам.

Весной 1873 г. между Россией и Германией была подписана военная конвенция о взаимной помощи в случае нападения третьей стороны. Спустя месяц состоялся визит Александра II в Австрию, во время которого была подписа­на политическая конвенция между двумя странами. В отличие от русско-германского союза политическая конвенция с Австрией не содержала взаимных обязательств о военной помощи. Осенью 1873 г. акт о присоединении Германии к русско-австрийской конвенции был подписан. В результате этих соглашений оформился "Союз трех императоров". Все три союзника преследовали свои внешнеполитические цели, мало совпадающие между собой. Это предопределило недолговечный союз, но на протяжении 70-х гг. он имел большое влияние на международные события. Для России "Союз трех императоров" означал не только выход из международной изоляции, но и определенное восстановление ее влияния на европейскую политику.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Социально-экономическая политика Китая по отношению к ТАО и её последствия. Социально экономические преобразования
С 1949 года не только Тибет, но и сам Китай претерпел немало изменений. Последний превратился в одну из самых мощных стран мира. Тибет же, под «чутким руководством» Китая, держит курс на интеграцию, индустриализацию и информатизацию. Китай проводил много различных реформ, из которых некоторые приносили тибетскому народу неоценимую польз ...

Чины гражданские.
Чин канцлера (гос. канцлера) был введен в России в 1709 им стал (Г. И. Головкин), а в последний раз присвоен в 1867 (А. М. Горчакову). Он давался лицам, ведавшим внешней политикой (в XIX в. — министрам иностранных дел); имевшие чин II класса назывались вице-канцлерами. Всего чин канцлера имели 11 чел. Немногочисленные гражданские чинов ...

Общественный и государственный строй Древнего Шумера
Общественный и государственный строй Древнего Шумера характеризуется сохранением пережитков родоплеменной организации. Особенности ведения сельского хозяйства, связанные с необходимостью организованного орошения, обусловили существование территориальных общин. Огромную роль в жизни Шумера играло жречество, составлявшее высшие слои шуме ...