На Киевщине ряд крестьянских движений был непосредственным откликом на восстание декабристов. Некоторые революционные стихотворения декабристов стали народными песнями и передавались из уст в уста.

Ви звивайте вірьовки

Та й на панські головки;

Та й гостріть-но більш ножів

На вельможних на князів.

А на місце ліхтарів –

Порозвішуйте царів ! –

призывала народная песня, содержание которой почти полностью позаимствовано из многих агитационных стихов, написанных декабристами К. Ф. Рылеевым и А. А. Бестужевым в 1824—1825 гг.

Крестьяне из имений графини Браницкой, узнав о восстании Черниговского полка, открыто заявили, что они помогли бы восставшим солдатам, если бы те пришли в Белую Церковь. В Уманском уезде весной 1826 г. поднял крестьян на борьбу против помещиков солдат Алексей Семёнов. Выдавая себя за уполномоченного от царя, он ездил из села в село и приказывал крестьянам арестовывать помещиков, наказывать розгами помещичьих экономов. Царские власти при помощи военной силы подавили это восстание. Самых активных его участников наказали плетьми и сослали на каторгу в Сибирь, а Семенова приговорили к смертной казни.

Среди крестьян всей Правобережной Украины не утихали слухи о возможном взрыве новой Колиивщины, о распространении каких-то письменных наказов сына Гонты с требованиями к помещикам Освободить крестьян от крепостного закабаления и отдать им все земли. Под влиянием этих слухов крестьяне отказывались выполнять крепостные повинности, отнимали у помещиков имущество и землю, делили их между собой.

Несгибаемым борцом против угнетателей был легендарный народный герой Устим Кармалюк. Он родился 27 февраля 1787 г. в селе Головчинцы (ныне село Кармалюково) на Подолии в семье крепостных крестьян. С детства познал Устим тяжелый труд на помещика, видел беспросветную нужду крестьян, издевательства помещиков. В юношеские годы все это вызывало у него возмущение крепостническими порядками. Барин, разглядев в Устиме опасного бунтаря, поспешил отправить его в солдаты. Однако Кармалюк не смирился с солдатской муштрой и бежал в родные места, где из таких же беглецов-крестьян и солдат организовал повстанческий отряд. Повстанцы нападали на помещичьи имения, корчмы, дворы крестьян-богачей, наказывали эксплуататоров, раздавали их имущество и деньги бедным крестьянам.

Ничто не могло сломить воли и мужества Кармалюка. Человек большой в. А. Тропинин физической силы, невероятно закаленный и чрезвычайно выносливый, он перенес много мучений в тюремных застенках, сибирские ссылки, тяжкие каторжные работы, самые ужасные пытки. В разное время по приговору царских судов он перенес 4,5 тысячи ударов шпицрутенами и плетьми — этой дозы наказания вполне хватило бы, чтобы лишить жизни полтора десятка человек. А Кармалюк выдержал и не покорился. Пять раз он бежал из войска, ссылки и каторги, Во время своих побегов преодолел свыше 13 тысяч верст. И каждый раз, возвратясь в родные места, Кармалюк снова собирал повстанческие отряды и вдохновлял на борьбу обездоленные крестьянские массы (не только украинцев, но и молдаван, живших в тех местах). За период повстанческой борьбы с 1812 по 1835 г. боевые отряды Кармалюка осуществили свыше тысячи нападений на помещичьи имения. В этих нападениях участвовало не меньше 20 тысяч непокорных бедняков. Именно тогда родились народные поговорки: «Пану хорошо не будет, если в село Кармалюк прибудет», «Пойдем к Кармалюку, потому что чешутся на господ руки».

Любовь народных масс, их вера в справедливость действий героя, постоянная готовность простых людей помочь ему, спрятать от преследователей делали Кармалюка неуловимым. Сегодня его отряд видели в одном месте, а завтра он появлялся совсем в другом, за несколько десятков верст от предыдущего. Во все уезды Подолии и в Бессарабию царские власти разослали приказ войскам и полиции — подавить восстание и навсегда покончить с его вожаком. Но напрасно. Кармалюк сам готовился освободить всех крепостных крестьян Подолии. «Крепостных — миллионы, а помещиков — крохи,— объяснял он крестьянам их положение в обществе.— Один барин на село, а то и на два села, да еще шляхта поганая. Пусть они попытаются одолеть такую силу, как восставшая беднота!»

Шляхтичи-помещики создали вооруженные отряды и организовали настоящую охоту на Кармалюка. Они следили за каждым шагом народного мстителя. В ночь с 9 на 10 октября 1835 г. Устим Кармалюк попал в засаду и был злодейски убит. Но не умерла память о подвигах любимого вожака подольских и волынских бедняков. Она сохранилась во многих народных песнях, думах, преданиях и легендах. На Украине очень популярной стала народная песня о Кармалюке «За Сибирью солнце всходит». В одном из ее вариантов звучит призыв продолжать освободительную борьбу:

Страницы: 1 2

Осуществление карательными органами массовых репрессий в Западной Сибири. Взаимосвязь культа личности с массовыми репрессиями в СССР в 30-е годы
Репрессии 30-х годов в СССР неотъемлемо связана с такими терминами как "культ личности", "сталинизм", "сталинщина". Многие историки и публицисты обращаются к этой теме, пытаясь объяснить суть этих терминов, и, конечно же, каждый толкует их по-своему. И по-своему объясняет причины появления, укрепления, разв ...

Взгляды Николая I на «воспитание» России. Предпосылки
12 декабря 1825 г. на русский престол вступил Николай I Павлович (1825 - 1855 гг.). Николай был третьим сыном Павла I. Старших сыновей Павла I - Александра и Константина - с детства готовили к престолу, младших - Николая и Михаила - к военной службе. Николаю шёл пятый год, когда был задушен отец. Отца он помнил смутно, но, став императ ...

Таиланд во второй половине XIX в.
В середине XIX в. в Таиланде появились первые промышленные предприятия и наемные рабочие. Население Бангкока увеличилось до 500 тысяч человек. На северо-востоке страны возникают новые современные города — У бон, Стунг Тренг и др. В XIX в. Таиланд не имел территориальных границ, численность его населения составляла порядка 6 миллионов че ...