На Киевщине ряд крестьянских движений был непосредственным откликом на восстание декабристов. Некоторые революционные стихотворения декабристов стали народными песнями и передавались из уст в уста.

Ви звивайте вірьовки

Та й на панські головки;

Та й гостріть-но більш ножів

На вельможних на князів.

А на місце ліхтарів –

Порозвішуйте царів ! –

призывала народная песня, содержание которой почти полностью позаимствовано из многих агитационных стихов, написанных декабристами К. Ф. Рылеевым и А. А. Бестужевым в 1824—1825 гг.

Крестьяне из имений графини Браницкой, узнав о восстании Черниговского полка, открыто заявили, что они помогли бы восставшим солдатам, если бы те пришли в Белую Церковь. В Уманском уезде весной 1826 г. поднял крестьян на борьбу против помещиков солдат Алексей Семёнов. Выдавая себя за уполномоченного от царя, он ездил из села в село и приказывал крестьянам арестовывать помещиков, наказывать розгами помещичьих экономов. Царские власти при помощи военной силы подавили это восстание. Самых активных его участников наказали плетьми и сослали на каторгу в Сибирь, а Семенова приговорили к смертной казни.

Среди крестьян всей Правобережной Украины не утихали слухи о возможном взрыве новой Колиивщины, о распространении каких-то письменных наказов сына Гонты с требованиями к помещикам Освободить крестьян от крепостного закабаления и отдать им все земли. Под влиянием этих слухов крестьяне отказывались выполнять крепостные повинности, отнимали у помещиков имущество и землю, делили их между собой.

Несгибаемым борцом против угнетателей был легендарный народный герой Устим Кармалюк. Он родился 27 февраля 1787 г. в селе Головчинцы (ныне село Кармалюково) на Подолии в семье крепостных крестьян. С детства познал Устим тяжелый труд на помещика, видел беспросветную нужду крестьян, издевательства помещиков. В юношеские годы все это вызывало у него возмущение крепостническими порядками. Барин, разглядев в Устиме опасного бунтаря, поспешил отправить его в солдаты. Однако Кармалюк не смирился с солдатской муштрой и бежал в родные места, где из таких же беглецов-крестьян и солдат организовал повстанческий отряд. Повстанцы нападали на помещичьи имения, корчмы, дворы крестьян-богачей, наказывали эксплуататоров, раздавали их имущество и деньги бедным крестьянам.

Ничто не могло сломить воли и мужества Кармалюка. Человек большой в. А. Тропинин физической силы, невероятно закаленный и чрезвычайно выносливый, он перенес много мучений в тюремных застенках, сибирские ссылки, тяжкие каторжные работы, самые ужасные пытки. В разное время по приговору царских судов он перенес 4,5 тысячи ударов шпицрутенами и плетьми — этой дозы наказания вполне хватило бы, чтобы лишить жизни полтора десятка человек. А Кармалюк выдержал и не покорился. Пять раз он бежал из войска, ссылки и каторги, Во время своих побегов преодолел свыше 13 тысяч верст. И каждый раз, возвратясь в родные места, Кармалюк снова собирал повстанческие отряды и вдохновлял на борьбу обездоленные крестьянские массы (не только украинцев, но и молдаван, живших в тех местах). За период повстанческой борьбы с 1812 по 1835 г. боевые отряды Кармалюка осуществили свыше тысячи нападений на помещичьи имения. В этих нападениях участвовало не меньше 20 тысяч непокорных бедняков. Именно тогда родились народные поговорки: «Пану хорошо не будет, если в село Кармалюк прибудет», «Пойдем к Кармалюку, потому что чешутся на господ руки».

Любовь народных масс, их вера в справедливость действий героя, постоянная готовность простых людей помочь ему, спрятать от преследователей делали Кармалюка неуловимым. Сегодня его отряд видели в одном месте, а завтра он появлялся совсем в другом, за несколько десятков верст от предыдущего. Во все уезды Подолии и в Бессарабию царские власти разослали приказ войскам и полиции — подавить восстание и навсегда покончить с его вожаком. Но напрасно. Кармалюк сам готовился освободить всех крепостных крестьян Подолии. «Крепостных — миллионы, а помещиков — крохи,— объяснял он крестьянам их положение в обществе.— Один барин на село, а то и на два села, да еще шляхта поганая. Пусть они попытаются одолеть такую силу, как восставшая беднота!»

Шляхтичи-помещики создали вооруженные отряды и организовали настоящую охоту на Кармалюка. Они следили за каждым шагом народного мстителя. В ночь с 9 на 10 октября 1835 г. Устим Кармалюк попал в засаду и был злодейски убит. Но не умерла память о подвигах любимого вожака подольских и волынских бедняков. Она сохранилась во многих народных песнях, думах, преданиях и легендах. На Украине очень популярной стала народная песня о Кармалюке «За Сибирью солнце всходит». В одном из ее вариантов звучит призыв продолжать освободительную борьбу:

Страницы: 1 2

Атаман Мещеряк
«Волжские казаки сначала были вольницей, существовавшей до XVI века, с основанием на Волге Самары и других крепостей, появляются служилые самарские и иные волжские казаки…».[8] В 1586 году воевода князь Григорий Засекин в устье реки Самара в месте ее впадения в реку Волга основал крепость Самара. Гарнизон крепости состоял из городских ...

Культура Португалии
Культура Португалии также обширна своими традициями и праздниками, к которым с уважением относится каждый португалец. Португальцы любят праздники со страстью, доступной немногим народам мира. Поводами для торжеств могут служить поминовение бесчисленных святых, паломничество, ярмарка. На севере страны любой самый маленький поселок имеет ...

Политическая и правовая идеология оппозиции
Идеологии различных оппозиционных королю политических группировок была основана, что характерно на религиозных разногласиях. И это вполне понятно. Англиканская церковь стояла на защите позиций королевской власти и не могла удовлетворять духовные запросы изменившегося английского общества. Ей противостояли протестантские религиозные тече ...