Библиотека в годы Великой Отечественной войныСтраница 2
В Библиотеке, еще со времени ее пребывания в составе Московского публичного и Румянцевского музеев, велись реставрационные работы. Потом для этих целей была сформирована группа в отделе хранения. В интересах лучшей сохранности фонда, организации профилактических мероприятий на базе этой группы в феврале 1944 г. в Библиотеке был создан отдел гигиены и реставрации с научно-исследовательской лабораторией при нем.
Был сохранен справочный аппарат - каталоги и картотеки. Перед войной - это прежде всего Генеральный алфавитный каталог (4000 каталожных ящиков) и Генеральный систематический каталог (3600 ящиков). В мае 1942 г. для более полного учета и приведения в надлежащую систему важнейших библиографических ресурсов - каталогов и картотек Библиотека приступила к их паспортизации, завершив ее еще до окончания войны. Велась работа по созданию Сводного каталога зарубежных книг библиотек Москвы.
Ленинская библиотека принимала активное участие в работе созданного в 1943 г. Госфонда для восстановления разрушенных библиотек. Сама Библиотека непосредственно, и не через Госфонд, оказывала помощь библиотекам, пострадавшим от фашистов во временно оккупированных районах. Например, Калининской областной библиотеке было передано около 10 тыс. книг. В сборе книг для этих целей по призыву руководства Библиотеки участвовали и читатели. Сотрудники Библиотеки работали в качестве экспертов Чрезвычайной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР. Таково ее полное название.
То, ради чего и создана была в 1862 г. первая публичная библиотека Первопрестольной столицы - это бесплатное, общедоступное обслуживание книгой. В годы Великой Отечественной войны Библиотека ни на один день не прекращала обслуживания читателей. Изменился и внешне (военная форма в читальных залах преобладала) и по характеру своих запросов наш читатель. Читательская зона комплекса новых зданий еще не была построена. Был в начале войны только один читальный зал - главный, общий на 500 мест, построенный в 1915 г. в Пашковом доме.
24 мая 1942 г. торжественно открылся впервые в этой Библиотеке Детский читальный зал. Многие писатели, поэты пришли на это торжество, некоторые - прямо с фронта. Только что отогнали фашистов от стен Москвы, а руководство главной библиотеки страны проводит ремонт самого красивого своего зала -- Румянцевского, где в шкафах красного дерева вдоль стен, в проемах между окнами с самого переезда из Петербурга в Москву стояли книжные сокровища Н.П. Румянцева, а, входя в зал, юный читатель сразу встречался глазами с самим канцлером на его портрете художника Дж. Доу. Если перед войной Библиотека имела шесть читальных залов, в начале войны - один, то к концу войны залов было десять.
В экстремальных условиях военного времени Библиотека выполняла все свои функции. Когда фашисты приблизились к Москве, когда многие жители города покидали столицу, в читальном зале Библиотеки 17 октября 1941 г. было 12 читателей. Их обслуживали, подбирали книги, доставляли из нового хранилища в читальный зал в Пашковом доме. На здание Библиотеки падали зажигательные бомбы. Воздушные тревоги во время налетов заставляли всех, и читателей, и сотрудников, переходить в бомбоубежище. А нужно было думать и о сохранности книг в этих условиях. Разрабатываются и неукоснительно соблюдаются инструкции о поведении читателей и сотрудников во время воздушной тревоги. Для Детского читального зала на то была особая инструкция.
Сплошная коллективизация. Хлебозаготовительный кризис
и поиски выхода из него
К 1927 г., рубежному во многих отношениях, когда впервые замедлились темпы производства зерна, довоенный уровень сельского хозяйства был превзойден по всем показателям (посевные площади, валовые сборы, урожайность, производительность труда, кроме товарности, которая была в 2 раза ниже довоенной.
Основными производителями стали бедняцко ...
Вклад М.В. Ломоносова в развитие педагогической мысли. Этапы
педагогической деятельности М.В. Ломоносова, их характеристика
В январе 1742 г. М.В. Ломоносов подал в академическую канцелярию прошение, в котором напомнил о своих успехах в физике, химии и горнозаводстве и, «выставляя», что он может учить других этим наукам – жаловался, что просьбы его остаются без исполнения. Это прошение было уважено, и уже через несколько дней М.В. Ломоносова назначили адъютан ...
Государственное устройство Португалии
Как о государстве стоит добавить, что Португалия это парламентская республика, президент избирается всеобщим голосованием на срок в течении 5 лет. Правительство Португалии — Председательство министров, в числе которого 14 министров, правительство возглавляет премьер-министр, который, как правило, является лидером победившей на парламент ...
