Поражение в войне с Германией и гражданская война в Париже глубоко потрясли все французское общество, нанесли сильный удар по достоинству и патриотическим чувствам французов. Эти события оказали заметное влияние и на последующее экономическое и политическое развитие страны.

До последней трети XIX в. по уровню экономического развития Франция принадлежала к крупнейшим странам мира, уступая лишь Англии. К началу XX века в мировом промышленном производстве она занимала уже 4-е место, пропустив вперед молодые капиталистические государства - США и Германию.

Замедление темпов экономического развития было вызвано рядом причин. Огромный ущерб экономике нанесла неудачная война с Пруссией. Кроме потерь и разрухи, вызванных военными действиями, Франция потеряла две наиболее промышленно развитые провинции, вынуждена была выплатить огромную контрибуцию. Деньги - 5 млрд. франков - собирались по всей стране, по «займу освобождения». Это позволило выплатить контрибуцию досрочно, и уже в сентябре 1873 г. последний германский солдат покинул французскую территорию.

Экономическое развитие тормозилось также нехваткой минеральных ресурсов (что вынуждало промышленников ввозить сырье из-за границы), возросшей конкуренцией на мировом рынке, низкой покупательной способностью населения и технической отсталостью французской индустрии. Машины и оборудование, установленные на французских предприятиях, были изготовлены, в основном, в первой половине XIX века и, естественно, уступали новейшей технике германских и американских заводов. Реконструкция промышленности требовала больших средств, но французская буржуазия предпочитала вкладывать свободные деньги в экономику других стран - это приносило большую прибыль.

Однако, в 1871-1913 гг. объем промышленного производства во Франции увеличился в 3 раза. Прирост обеспечила, в основном, тяжелая промышленность - металлургия, угольная, машиностроение, автомобиле- и судостроение. Ведущее место в экономике страны заняли крупные металлургические заводы. Фирма Шнейдера в Крезо и металлургический синдикат в Лонгви оттеснили текстильных фабрикантов Руана и Мюлуза. Появление новых технологий позволило шире использовать залежи имевшейся во Франции руды, а недостаток угля стимулировал строительство гидроэлектростанций. Большие успехи были достигнуты в развитии транспортной сети. В I872-190 I гг. протяженность железных дорог увеличилась в 2,5 раза.

Как и в других странах, во Франции происходило активное учреждение новых компаний и в 1898 г. в ней насчитывалось 6300 акционерных обществ. Концентрация производства на крупных предприятиях ускорила образование промышленных объединений, многим из которых удалось установить монопольный контроль над базовыми отраслями промышленности. Так, уже в 1876 г. возник металлургический синдикат в Лонгви, объединивший 13 чугунолитейных заводов. В 80-е годы были созданы крупные сахарный и керосиновый картели. В автомобильной промышленности страны XX в. лидировала фирма Рено, а основные военные, металлургические, машиностроительные заводы, угольные шахты оказались под контролем могущественных концернов Шнейдера и де Ванделей.

Страницы: 1 2

Причины неудачи аграрной реформы
Ряд внешних обстоятельств (смерть Столыпина, начало войны) прервали столыпинскую реформу. Всего 8 лет проводилась аграрная реформа, а с началом войны она была осложнена - и, как оказалось, навсегда. Столыпин просил для полного реформирования 20 лет покоя, но эти 8 лет были далеко не спокойными. Однако не кратность периода и не смерть а ...

Деятельность Н.В. Калачова. Проект реформы архивного дела
Попытки реформирования архивов России во второй половине XIX века связаны с именем Николая Васильевича Калачова (1819-1885 гг.). Т.И. Хорхордина характеризует его как «одновременно ученого-юриста и историка, гражданина и архивиста»[10]. Н.В. Бржостовская отмечает, что Н.В. Калачов «наиболее значительная и авторитетная фигура в русском а ...

Фонды и каталоги
Коллекции РГБ — национальное достояние Росси. В стенах Библиотеки находится уникальное по своей полноте и универсальное по содержанию собрание отечественных и зарубежных документов с VI в. по настоящее время на 247 языках мира, объем которого сегодня превышает 43 млн. единиц хранения. Из них: v книг и брошюр - 15,9 млн. экз. v журнал ...