Поражение в войне с Германией и гражданская война в Париже глубоко потрясли все французское общество, нанесли сильный удар по достоинству и патриотическим чувствам французов. Эти события оказали заметное влияние и на последующее экономическое и политическое развитие страны.

До последней трети XIX в. по уровню экономического развития Франция принадлежала к крупнейшим странам мира, уступая лишь Англии. К началу XX века в мировом промышленном производстве она занимала уже 4-е место, пропустив вперед молодые капиталистические государства - США и Германию.

Замедление темпов экономического развития было вызвано рядом причин. Огромный ущерб экономике нанесла неудачная война с Пруссией. Кроме потерь и разрухи, вызванных военными действиями, Франция потеряла две наиболее промышленно развитые провинции, вынуждена была выплатить огромную контрибуцию. Деньги - 5 млрд. франков - собирались по всей стране, по «займу освобождения». Это позволило выплатить контрибуцию досрочно, и уже в сентябре 1873 г. последний германский солдат покинул французскую территорию.

Экономическое развитие тормозилось также нехваткой минеральных ресурсов (что вынуждало промышленников ввозить сырье из-за границы), возросшей конкуренцией на мировом рынке, низкой покупательной способностью населения и технической отсталостью французской индустрии. Машины и оборудование, установленные на французских предприятиях, были изготовлены, в основном, в первой половине XIX века и, естественно, уступали новейшей технике германских и американских заводов. Реконструкция промышленности требовала больших средств, но французская буржуазия предпочитала вкладывать свободные деньги в экономику других стран - это приносило большую прибыль.

Однако, в 1871-1913 гг. объем промышленного производства во Франции увеличился в 3 раза. Прирост обеспечила, в основном, тяжелая промышленность - металлургия, угольная, машиностроение, автомобиле- и судостроение. Ведущее место в экономике страны заняли крупные металлургические заводы. Фирма Шнейдера в Крезо и металлургический синдикат в Лонгви оттеснили текстильных фабрикантов Руана и Мюлуза. Появление новых технологий позволило шире использовать залежи имевшейся во Франции руды, а недостаток угля стимулировал строительство гидроэлектростанций. Большие успехи были достигнуты в развитии транспортной сети. В I872-190 I гг. протяженность железных дорог увеличилась в 2,5 раза.

Как и в других странах, во Франции происходило активное учреждение новых компаний и в 1898 г. в ней насчитывалось 6300 акционерных обществ. Концентрация производства на крупных предприятиях ускорила образование промышленных объединений, многим из которых удалось установить монопольный контроль над базовыми отраслями промышленности. Так, уже в 1876 г. возник металлургический синдикат в Лонгви, объединивший 13 чугунолитейных заводов. В 80-е годы были созданы крупные сахарный и керосиновый картели. В автомобильной промышленности страны XX в. лидировала фирма Рено, а основные военные, металлургические, машиностроительные заводы, угольные шахты оказались под контролем могущественных концернов Шнейдера и де Ванделей.

Страницы: 1 2

Эпоха дворцовых переворотов
После смерти Петра Великого, который не оставил прямого наследника, Российская империя вступает в эпоху дворцовых переворотов. За период в 1725 по 1762 гг. на российском престоле сменилось шесть самодержцев. Огромное значение в управлении империей приобрели всесильные фавориты и временщики. Особенно сложным был период 1725-1741 гг. - вр ...

Феодальная Византия XII–XV вв.
В эпоху правления династии Комнинов (1081 – 1180) произошел новый взлет могущества Византии. Внутреннее и внешнее положение империи стабилизировалось. В начале 90-х годов XI в. византийцам удалось отбить натиск норманнов, сельджуков, печенегов, подавить народные движения и преодолеть феодальные распри. Однако в последние десятилетия X ...

Предпринимательская деятельность в XIX веке
По данным Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г. в 45 городах Сибири проживало 467,8 тыс. чел., что составляло 7,3 % от общей численности населения региона. В течение XIX в. городское население увеличилось примерно в 4 раза. К окружным (уездным) центрам относился 41 из 45 городов, семь из них (Тобольск, Томск, Омс ...