Особое место в системе государственного управления занимал Преображенский приказ, ведавший политическим сыском. В 1718 г. он был преобразован в Тайную канцелярию.

Главным отличием новой системы от старой, приказной, являлось четкое разграничение сфер управления, высокая степень централизации и специализация деятельности чиновников при коллегиальной проработке наиболее важных вопросов. Согласно штатному расписанию коллегию составляли президент и вице-президент, 4 советника, 4 коллежских асессора (заседателя), секретарь, актуариус (чиновник, регистрировавший поступающие документы и разносивший их исполнителям), нотариус (чиновник, ведавший протоколами заседаний коллегии), регистратор (чиновник, ответственный за оформление исходящих документов), переводчик и подьячие (мелкие канцелярские служители). Коллегии руководствовались в своей деятельности Генеральным регламентом (1720 г), определявшим процессуальную сторону бюрократической работы.

В 1708 - 1709 г. была начата перестройка органов власти и управления на местах. Страна была разделена на 8 губерний (позже их количество увеличилось до 10). Во главе каждой губернии стоял назначаемый царем губернатор, сосредоточивавший в своих руках исполнительную и судебную власть и подчинявшийся только коллегиям, Сенату и царю.

Губернатор опирался на вспомогательный орган - губернскую канцелярию[2]. В ее состав входили: ландрихтер, или губернский судья (с 1719 г. эта должность была заменена надворным судьей); обер-комиссар, ведавший финансами; обер-провиантмейстер, заведовавший хлебными: запасами для армии; управитель дворцовых имений. Кроме того, для усиления властных позиций губернатора образовывался Совет ландратов из 8 - 12 чел., избираемых дворянством данной губернии. При голосовании губернатор имел в Совете два голоса.

В 1719 г. губернии были разделены на 50 провинций во главе с воеводами, при которых образовывалась земская канцелярия. В свою очередь провинции делились на уезды во главе с земским комиссаром, избираемым из местных дворян, или отставных офицеров. Таким образом, оформилось трехуровневое административно-территориальное деление страны.

Изменилось управление в городах. С 1699 г. посадским населением управляли Ратуша в столице и ее органы на местах - земские избы. С 1720 г. вводятся Главный и городовые магистраты - органы, призванные собирать "рассыпанную храмину" российского купечества. Члены магистратов избирались пожизненно из наиболее состоятельных посадских граждан и за успешную службу могли быть пожалованы в дворянство.

Реформы Петра 1 привели к появлению бюрократии - социальной группы профессиональных управленцев. Как государственный институт, бюрократическая система отличалась строгой иерархией учреждений и должностных лиц, единообразием структуры и штатов учреждений, исполнением обязанностей в строгом соответствии с уставами и регламентами верховной власти. Итог формирования бюрократической системы подвела Табель о рангах, принятая в 1722 г.

Табель о рангах ввела иерархическую лестницу государственных должностей из 14 чинов (рангов). Она предоставляла возможность служащему в зависимости от проявленных способностей, знаний и усердия подняться от низших до самых высоких ступеней служебной карьеры. Кроме того, Табель о рангах открывала доступ к дворянским титулам для служащих из низших сословий: всякий, достигший первого офицерского чина на военной или морской службе и чина коллежского асессора (восьмого класса) на гражданской службе получал потомственное дворянство. Так, к концу Северной войны около 14% офицеров русской армии было выходцами из недворянских сословий[3].

Страницы: 1 2 3 4

Развитие М.В. Ломоносовым русской педагогической терминологии
Любая отрасль науки имеет определенную терминологию, отражающую систему и специфику научного знания. Педагогическая терминология представляет собой совокупность терминов, закрепляющих важнейшие понятия педагогической науки. Особенность русской педагогической терминологии состоит в ее народных истоках, в опоре на народную педагогику. Но ...

Значение революционной ситуации и отмены крепостного права для проведения Земской реформы
Потребность в создании органов местного самоуправления вполне назрела, как выше показано, еще до отмены крепо­стного права. Но при его сохранении осуществление земской реформы было невозможно. Более 20 миллионов крепостных, лишенных гражданских прав, не могли принимать участие в каких бы то ни было общественных делах, даже непосред­стве ...

Новое царство
С поражения и изгнания гиксосов начинается период Нового царства, который продолжается около 500 лет (1575—1087 гг. до н. э.). В результате войн территория Египта увеличивается, и он становится огромной державой. Это был второй золотой век Египта. Многочисленные войны способствовали развитию рабства. Рабовладельческие отношения в Егип ...