Преобразования Петра I затронули фактически все сферы общественной жизни, определив на длительную перспективу пути развития страны. Петровские реформы были направлены на максимальную централизацию управления государством при его решающем влиянии на жизнь всех слоев общества, выразившемся в жесткой регламентации. Новая государственно-административная система, в отличие от предшествующей, строилась на принципах унификации и дифференциации функций госаппарата.

В 1711 г. вместо Боярской думы, фактически прекратившей свою деятельность к концу XVII в. и замененной Петром I сначала Ближней канцелярией, а затем "Консилией министров", был учрежден Правительствующий Сенат в составе девяти сенаторов. Он стал высшим совещательно-распорядительным органом, действовавшим по указаниям: царя и обладавшим одновременно известной самостоятельностью в реализации предписаний свыше. С 1722 г. окончательно определились принципы персональных назначений в Сенат: сенаторами могли стать по распоряжению царя те из сановников высшего ранга, которые не являлись руководителями конкретных ведомств, в силу чего были застрахованы от узковедомственного подхода к рассматриваемым вопросам.

В составе Сената оформились два отделения: Расправная палата по судебным делам и Сенатская канцелярия по вопросам управления. Кроме того, Сенат имел вспомогательные органы: рекетмейстерскую службу, осуществлявшую, прием жалоб на коллегии и канцелярии в случаях волокиты, неправедных решений и т.п., и герольдмейстерскую контору, занимавшуюся составлением списков всех дворян, регистрацией служебных назначений, перемещений.

Отдельное место в системе сенатских учреждений занимали институты фискалитета и прокуратуры, выполнявшие функции государственного надзора. В обязанность фискалов, должности которых были учреждены в 1711 г. как на местном, так и на центральном уровне, входило "проведывать и доносить про все то, что во вред государственному интересу быть может". Институт прокуратуры во главе с генерал-прокурором Сената должен был предупреждать возможные и выявлять состоявшиеся нарушения законов[1]. Генерал-прокурор, пост которого был учрежден Петром I в 1722 г., являлся, по определению царя, "оком" и "стряпчим о делах государственных". Одновременно генерал-прокурор направлял работу Сената.

В 1718-1720 гг. вместо многочисленных приказов и канцелярий с их нечеткими функциями и параллелизмом создаются новые центральные ведомства государственного управления - коллегии. Важнейшими, "государственными" являлись три коллегии: Военная коллегия, Адмиралтейств-коллегия, Коллегия иностранных дел. Другая группа коллегий занималась финансами государства: Камер-коллегия, ответственная за доходы государства; Штатс-контор-коллегия - за расходы и Ревизион-коллегия, контролирующая сбор и расход казенных средств. Торговля и промышленность находились в ведении сначала двух, а затем трех коллегий: Коммерц-коллегии (ведавшей торговлей), Берг-коллегии (занимавшейся горным делом), Мануфактур-коллегии (занимавшейся легкой промышленностью). Наконец, судебную систему страны курировала Юстиц-коллегия, а две сословных коллегии - Вотчинная и Главный магистрат - управляли дворянским землевладением и городскими сословиями.

Страницы: 1 2 3 4

Характер развития сибирского предпринимательства
Необходимо остановиться на характере развития сибирского предпринимательства в этот период. На него негативно влияла слабая правовая защищенность российского предпринимательства, которая особенно наглядно проявлялась в Сибири, где купцы и промышленники, будучи людьми состоятельными, становились излюбленными объектами вымогательств и зло ...

"Укрепление" призванного князя на столе
Процедура выборов князя завершается после прибытия князя в город и совершения ритуальных действий, знаменующих согласие князя принять престол и население. Судя по описаниям, летопись предусматривает четыре различных этапа "инаугурации" князя: Встреча князя населением города; "Ряд" с призванным правителем; Крестоце ...

Основная часть. Общая характеристика смутного времени
Общая характеристика эпохи. События начала ХVII в. фактически представляли собой гражданскую войну, в которой одна часть общества, достаточно разнородная по своему социальному составу (служилые люди "по отечеству" и "по прибору" южных и юго-западных районов, посадские, казачество, беглые холопы, крестьяне и даже пред ...