Причины этих событий могли корениться в противоречиях, которые раздирали каждого человека, превращая его в палача и жертву одновременно.

Борьба велась не против отдельных лиц (колхозника Иванова и т.п.), а против склонности любого лица превратить колхоз в особый локальный мир, противостоящий центру. Репрессии носили именно политический характер и были реализованы планомерно, в массовом масштабе карательной системы под руководством ВКП (б).

В терроре против крестьянства показательны не столько масштабы, сколько всеобщая причастность и одновременно пассивное отношение к нему. Не Сталин создал людей, склонных к террору, а миллионы на соответствующей этапе своего развития выделили его из своей среды и сделали кумиром, идолом. За террор несли ответственность все. Никто не знал всего, но каждый без исключения знал что-то. Более того, сами жертвы (во всяком случае, значительная их масса) были убеждены, что все правильно. Признание за правящей элитой права на насилие над собой объяснялось двойственным отношением людей к власти. Оно связано со страхом человека отпасть от целого, страхом перед своей неспособностью найти внутреннее основание для жизни, которые могли бы заменить те, что порождаются страшной, но необходимой силой внешнего авторитета.

Жестокие цели достигались жестокими методами. Работа по фальсификации дел и истреблению людей была поставлена на конвейер. Преступную роль сыграли органы ОГПУ - НКВД ЗапСибкрая при поддержке коммунистов (многие из которых впоследствии были репрессированы); осуществляя в 30-е годы акции незаконных арестов и фабрикации дел, они уничтожали ни в чем неповинных граждан.

В связи с демократизацией современной жизни, исследователи получают более широкий доступ к источникам, архивам и документам. История учит нас быть смелее. Только знания спасут нас от повторения ошибок.

Изучение негативных процессов, характеризовавших развитие сибирской деревни в 30-е годы будет способствовать взвешенному, реалистическому подходу к современным социально-экономическим процессам, научно обоснованной разработке теории и практики общественных преобразований.

Страницы: 1 2 3 

Значение крещения Руси
Понадобилось несколько веков для укрепления христианства, но влияние язычества не ослабевало – возникало двоеверие: молились в церкви, а продолжали праздновать языческие праздники. Так праздник Коляды слился с Рождеством, а масленица с Великим Постом. Церковь получила земли, на которых организовала свое хозяйство. Прежде всего – монаст ...

История кочевых племен Половецкой земли. Письменные источники о печенегах и половцах
Самые ранние письменные свидетельства о пребывании народов- печенегов и половцев в Урало-Волжских степях датируются 922 годом и принадлежат перу Ахмеда Ибн Фадлана, секретаря посольства, посланного багдадским халифом Муктадиром в Волжскую Болгарию по просьбе болгарского царя Алмуша. На всем протяжении своего долгового и трудного пути и ...

Общественно-политическая ситуация накануне переворота, его предпосылки
С 1600 по 1867 гг. длилась эпоха Эдо, именуемая так по названию города, где с 1603 была установлена постоянная резиденция сэйитайсёогунов до вступления на престол в 1868 г. Императора Мейдзи. Общественный строй эпохи Эдо можно считать состоящим из следующих слоев населения: кугэ (придворная знать), букэ (воины), чоонин (горожане) и фер ...