В январе-феврале 1905 г. в России началась первая русская революция (1905-1907 гг.). Она продемонстрировала, что самодержавный период в истории Российского государства завершается и начинается период практической конституционализации и парламентаризации страны. Первые, вначале умеренные шаги к парламентаризации были связаны с принятием Николаем II документов от 6 августа 1905 года: «Высочайшего Манифеста об учреждении Государственной Думы», «Закона об учреждении Государственной Думы» и «Положения о выборах в Государственную Думу». Однако этими актами устанавливался статус Государственной Думы как законосовещательного органа при монархе. Как отмечают специалисты: «Манифест об учреждении Думы объявлял, что в состав высших государственных учреждений включается особое законосовещательное установление», но при этом « .сохраняется неприкосновенным Основной Закон Российской Империи о существе самодержавной власти»[8]. Кроме того, в документах 6 августа 1905 г. о выборах содержалась масса ограничений, цензовых требований, которые препятствовали широким кругам русского общества принять участие даже в такой бесправной Государственной Думе.

В тандеме с Государственной Думой должен был функционировать Государственный Совет. Статус законосовещательного органа при монархе Государственному Совету был придан еще на дату его создания - в 1810 году. Манифестом от 6 августа 1905 г. этот статус Государственного Совета был лишь подтвержден.

Отправной точкой становления парламентаризма в России стал Высочайший Манифест, подписанный царем Николаем II 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка» и целый ряд актов, развивающих положения Манифеста и также утвержденных указами императора от декабря 1905-1906 гг.: Указ от 11 декабря 1905 г. «Об изменении Положения о выборах в Государственную думу (от 6 августа 1905 г.) и изданных в дополнение к нему узаконении», Манифест от 20 февраля 1906 г. «Об изменении учреждения Государственного Совета и о пересмотре учреждения Государственной Думы», Указ от 20 февраля 1906 г. «Учреждение Государственной Думы» (новая редакция) и др.

Расширялись права в законодательной деятельности не только Государственной Думы, но и Государственного Совета. Государственный Совет, как и Государственная Дума, также наделялся уже не законосовещательными, а законодательными полномочиями. Характеризуя организацию Государственной Думы и Государственного Совета России в модели Манифеста I7 октября 1905 г. и Указов Николая II от 20 февраля 1906 г «многие специалисты высказывают мнение, что они являлись как бы палатами Двухпалатного парламента, что Манифест и Указы 20 февраля 1906 г. «превратили Государственный Совет, по существу, во вторую палату российского парламента».[9] Хотя с абсолютной категоричностью говорить об этом нельзя, поскольку официально это были два самостоятельных государственных органа.

В соответствии с Высочайшим Манифестом «Об изменении учреждения Государственного Совета и пересмотре учреждения Государственной Думы» (от 20 февраля 1906 г.) были радикально изменены принципы формирования Государственного Совета: если прежде «в нем сидели по преимуществу престарелые сановники империи, удалившиеся от активной государственной деятельности»[10] то, согласно Указу 20 февраля, преобразованный Государственный Совет состоял из двух категорий членов: не только назначаемых монархом, но и выборных. Различались пять категорий выборных членов Государственного Совета: избираемые Синодом от православного духовенства (6 членов); избираемых от Академии наук и университетов (6 членов); выборные от промышленности и торговли (12 человек); выборные от каждого губернского земского собрания (по 1 члену); избранные от дворянских обществ (18 членов)[11]. Добавление к Государственному Совету выборной части обеспечило ему качество органа социального представительства. В этой связи обратим, однако, внимание, что председатель Государственного Совета назначался императором из неизбираемой части членов Совета (ст. 3 гл. I Указа императора от 20 февраля 1906 г. «0 переустройстве учреждения Государственного Совета»).

Страницы: 1 2 3 4

Амурский вопрос в XVIII веке
Попытки решения Амурского вопроса в XVIII веке. В 80-е гг. XVII века, вследствие неблагоприятной внешнеполитической обстановки и давления военной силы маньчжур, Россия была вынуждена пойти на уступки Цинскому правительству. Русские колонисты покинули территорию Приамурья почти на 200 лет. Потеря Россией данного региона по условиям Нерч ...

Образование СССР
Февральская революция 1917 года была стихийным взрывом недовольства масс, доведенных до отчаяния лишениями войны и явной несправедливостью в распределении ее тягот. 27 февраля (12 марта) Николай II отрекся от престола, и 2 (15 марта) власть в стране перешла к Временному правительству, спешно сформированному в кулуарах перепуганной Госуд ...

Ill съезд РСДРП. Меньшевики углубляли раскол партии
После II съезда РСДРП образовавшаяся меньшевистская фракция начала раскольническую деятельность в партии. По всем коренным вопросам революции меньшевики занимали оппортунистические позиции, шли на сделку с буржуазией. Своей подрывной деятельностью меньшевики фактически раскололи партию, причинив тем самым большой вред рабочему и револю ...