Временный пик массового движения азиатских кочевников на запад приходится на период с середины IХ до середины ХI в., когда по евразийским степям прокатилось несколько кочевых волн: печенеги, Огузы (торки), кыпчаки. Современники этих событий полагали, что перемещались кочевники по цепной реакции, когда одни одни племена, захватывая пастбища соседей, вынуждали последних уходить на другие территории (аль-Марвади), выдвинули одну из причин миграции военно-политическую.

В своей книги «Курганы кыпчакского времени…» авторы предполагали точку зрения П.Н.Гумилева.

Он считал, что существовал 2 вида миграций:

1) при усушении степи кочевники в поисках воды и пастбищ конценрировались по окраинам зоны;

2) при увлажнении аридной зоны возрастало население степи, которое, чтобы сохранить привычный способ хозяйствования, было вынуждено расширять свои владения.

Гипотеза о гетерохронности увлажнения и усушения в аридной и гумидный зонах позволяет совместить периоды миграционной активности кочевников (по историко-археологическим данным) и климатические условия аридной зоны в это время (по данным палеоботаники и колебаниям уровня Каспийского моря).

Оказалось, что колебания уровня Каспия совпадают с колебаниями уровней Арала и озера Балхаш, показывая тем самым, что кочевые племена от Прикаспия до Принртышья обитали примерно в одинаковых климатических условиях. Северное Причерноморье не подвергалось столь резким колебаниям усушения и увлажнения. Богатые разнотраньем и надежно обеспеченные водой южнорусские степи были убежищем для кочевников в периоды усыхания степей восточнее Волги, где гидросеть развита слабо.

В.А.Иванов и В.А.Кригер проследим следующею закономерность: в Х в. Началось медленное усушение аридной зоны и поднятие вследствие перемещения фронта циклонов на север уровня Каспия, что повлекло за собой массовое переселение огузких племен на реки Илек, Волгу и печенежских- в южнорусские степи. Подобное переселение подразумевает переход кочевников к I стадии кочевания, археологически выражающейся в слабой насыщенности памятниками домонгольского периода (ХII-первая половина ХIII в.), поскольку сложившаяся к началу огузо-печенежкого передвижения на запад в степях Центрального Казахстана и Приуралья кочевая орда во главе с кыпчаками также была вынуждена уйти на более благоприятные северо-западным земли- и это сочетание экологических и военно-политических причин, по мнению тех же авторов.

Вновь вступают в период усушения с одновременным поднятием уровня Каспийского моря, но в это время в регилне, кроме чисто экологических причин, активно действуют причины военно-политические и социально-экономические, следствием которых явилось образование государство с относительно устойчивыми границами и искусственное ограничение свободы передвижения кочевников. Отсюда- широкое распространение в степях Южного Приуралья курганов золотоордынского времени (вторая половина ХIII-ХIVв.).

Таким образом, исследователи выявили несколько причин миграции азиатских кочевников, которые дали возможность археологам прследить за ходом переселения, проводя всесторонний типологический анализ имеющеюся материала на предмет его хронологизации и выявления общих и особенных черт на фоне синхронных памятников евразийских степей, а письменные источники, несмотря на свою фрагментарность, дают сведения о социальной структуре, материальный и духовной культуре кочевников в ХII-ХIV вв.

"Период Бури И Натиска" за власть советов против власти КПСС. Новое видение стран мира.
XIX Всесоюзная партконференция, состоявшаяся в 1986 году стала поворотным моментом в истории перестройки. На ней были приняты решения о реформе российской политической системы. Их суть в отказе партии от монополии на власть, готовность передать ее реальные функции Советам. С точки зрения реформаторов, этот момент мог быть обусловлен п ...

Старообрядческие толки
И все же самосожжение являлось крайней формой ухода от преследований со стороны официальных властей. В большинстве случаев раскольники продолжали жить по-прежнему, тайно исповедуя старую веру, а когда преследования становились невыносимыми, бежали на Дон, уходили в глухие леса в Заволжье, переселялись в Поморье или за "Каменный поя ...

Борьба крестьян против крепостничества. Устим Кармалюк
На Киевщине ряд крестьянских движений был непосредственным откликом на восстание декабристов. Некоторые революционные стихотворения декабристов стали народными песнями и передавались из уст в уста. Ви звивайте вірьовки Та й на панські головки; Та й гостріть-но більш ножів На вельможних на князів. А на місце ліхтарів – Порозвішуйте ...