уплачивавшаяся париком землевладельцу, по объему значительно превосходила платежи крестьянина-собственника государству. В XI в. преобладала продуктовая рента. Размер ренты составлял 30–45% совокупного дохода парика.

Сидевшие на государственных землях свободные крестьяне и посаженные на государственную землю безземельные постепенно превращались в государственных париков. Таким образом, парикия

как феодальная форма зависимости стала в Византии доминирующей и ведущей во всех типах хозяйств.

В конце X–XI вв. произошла некоторая консолидация городского торгово-ремесленного населения, но особого сословия горожан не сложилось.

Феодализация византийского общества проявилась и в развитии элементов вассальных отношений, связанных с распространением форм условного землевладения.

В частных отношениях они развивались в форме этерии

– «свиты», состоявшей из мелких землевладельцев, «вассалов», пользовавшихся защитой и покровительством богатого собственника, прямого держателя земли. Эти отношения оформлялись понятием «дружба», означавшим верность, благодарность за оказанные услуги, помощь. Приоритет «долга перед друзьями» по сравнению с должностным, служебным долгом, по существу, разлагал устои централизованной государственности. Он стал проявлением феодализации государственного аппарата изнутри, когда должность переставала быть инструментом исполнения определенных функций и превращалась в инструмент личной власти ее носителя. Следствием этого явился рост коррумпированности бюрократического аппарата, возраставшая его неэффективность. Приказы и распоряжения не доходили до мест и не исполнялись, налоги не поступали вовремя, и значительная их часть исчезала «по дороге» к казначейству.

Таким образом, в Византии XI в. в основном утвердились феодальные отношения. Однако процесс их оформления не был завершен. В XI в. не сложилось четких сословных градаций внутри господствующего класса, не было обособленности духовенства как особого сословия, не оформилось и городское сословие.

Страницы: 1 2 3 

Культурная миссия Русского зарубежья
Эмигранты всегда были против властей на их родине, но всегда горячо любили свою родину и отечество и мечтали туда вернуться. Они сохранили русский флаг и правду о России. Истинно русская литература, поэзия, философия и вера продолжала жить в Зарубежной Руси. Основная цель была у всех «донести свечу до родины», сохранить русскую культуру ...

После губернаторства
В 1861 году К.К. Грота отзывают с должности губернатора для того, чтобы возглавить Акцизный комитет в департаменте Министерства финансов. Грот сам подбирает сотрудников, которые руководят отделениями Акцизного комитета на местах. Сам он отличался необыкновенной честностью, педантизмом и трудоспособностью и к сотрудникам он предъявлял та ...

Борьба с конфуцианством и традиционализмом
"Движение за новую культуру" видело своего основного идейного врага в конфуцианстве, рассматривая его как главный идейный оплот монархистов и реакционеров. Направляя свою ожесточенную критику против традиционных идеологических догматов, оно вместе с тем целилось в старые политические институты, в сторонников реставрации старых ...