Огромную популярность приобрели литературно-художественные и общественно-политические журналы, такие, как "Новый мир" (главный редактор С. Залыгин), "Знамя" (Г. Бакланов), "Огонек" (В. Коротич) и др. В течение короткого времени были опубликованы почти все запрещенные ранее произведения А. Солженицына, Ю. Гроссмана, А. Платонова, В. Замятина, М. Булгакова, Б. Пастернака и др. Широкий резонанс в обществе вызвали романы А. Рыбакова "Дети Арбата", Ю. Дудинцева "Белые одежды", Ч. Айтматова "Плаха".

В 1987 году были созданы первые негосударственные телеобъединения, такие как "НИКА-ТВ" (Независимый информационный канал телевидения) и АТВ (Ассоциация авторского телевидения). В противовес сухой официозной программе "Время" появились ночные выпуски ТСН. Лидерами в этом отношении оказались молодёжные программы "12-й этаж" и "Взгляд", программы Ленинградского телевидения. В 1987 году в фильме Сергея Соловьёва "Асса" появляется песня рок-группы "Кино" "Хочу перемен" на слова Виктора Цоя, которая стала своеобразным гимном времен Перестройки. [6]

Центральной темой общественной жизни этого времени стало переосмысление советской истории. Вновь встал вопрос о сталинских репрессиях и реабилитации их жертв. В сентябре 1987 года была даже создана комиссия Политбюро ЦК КПСС по реабилитации, которую возглавил А.Н. Яковлев. Результатом ее работы стала реабилитация Н.И. Бухарина, А.И. Рыкова, Г.Е. Зиновьева, Л.Б. Каменева и еще около миллиона репрессированных граждан. Репрессии все чаще связываются с сущностью политической системы социализма.

Однако на имени Ленина и его соратников еще лежало идеологическое табу, не позволяющее беспристрастно оценить их деятельность. В обществе зреет мысль о необходимости отказа от всего советского. Публицисты активно дискутируют вопрос о демократической альтернативе командно-административной системе. Страна буквально зачитывалась публицистическими очерками В. Селюнина, Г. Попова, А. Нуйкина, П. Бунича, Н. Шмелева, Л. Абалкина и др. Вначале альтернатива виделась в нэпе 1920-х годов, но постепенно стали возникать сомнения в социализме как в системе. В марте 1988 года в газете "Правда" была напечатана статья Н. Андреевой "Не могу поступиться принципами", в которой была сформулирована позиция консервативной части партии и общества, недовольной призывами к пересмотру истории советского общества. Ответом на нее стала редакционная статья в той же "Правде", напечатанная в апреле 1988 года. В ней доказывалось, что защита Сталина и его взглядов является крайне реакционной и нацелена на отказ от перестройки.

Новый импульс развитию политических событий дала XIX партийная конференция КПСС, состоявшаяся в июне - июле 1988 года. Выступая на ней с докладом, М.С. Горбачев подчеркивал, что все преобразования перестройки натолкнулись на мощный механизм торможения в лице командно-административной системы, для уничтожения которого необходимо провести реформу политической системы. Реформа заключалась в разграничении функций партийных и советских органов ("Вся власть Советам"), в оживлении их деятельности и изменении порядка выборов, предлагалось также создание новой структуры власти. Она включала Съезд народных депутатов и действующий на постоянной основе парламент - Верховный Совет, который избирался на съезде из числа его участников. Предполагалось также введение поста президента СССР.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Что надо для реальной интеграции
В этих непростых условиях России при разработке внешнеполитической и внешнеэкономической стратегии в отношении стран СНГ и всего постсоветского пространства необходимо: · Во-первых, определиться с более чёткой иерархией интеграционных приоритетов РФ на постсоветском пространстве, чтобы отказаться от множественности порой совсем неэффек ...

От кремля к Кремлю
Нижегородцы по праву гордятся своим прошлым. Но, к сожалению, представление о нем далеко не всегда связано с конкретными местами и сооружениями. 4 ноября 2000 года в присутствии руководства области и города была торжественно открыта на Ивановской башне кремля новая мемориальная доска. Надпись на ней сообщает, что в 1612 году через эти ...

Терминология
Первобытное общество (также доисторическое общество) — период в истории человечества до изобретения письменности, после чего появляется возможность исторических исследований, основанных на изучении письменных источников. Термин доисторический вошёл в употребление в XIX в. В широком смысле слово «доисторический» применимо к любому период ...