Огромную популярность приобрели литературно-художественные и общественно-политические журналы, такие, как "Новый мир" (главный редактор С. Залыгин), "Знамя" (Г. Бакланов), "Огонек" (В. Коротич) и др. В течение короткого времени были опубликованы почти все запрещенные ранее произведения А. Солженицына, Ю. Гроссмана, А. Платонова, В. Замятина, М. Булгакова, Б. Пастернака и др. Широкий резонанс в обществе вызвали романы А. Рыбакова "Дети Арбата", Ю. Дудинцева "Белые одежды", Ч. Айтматова "Плаха".

В 1987 году были созданы первые негосударственные телеобъединения, такие как "НИКА-ТВ" (Независимый информационный канал телевидения) и АТВ (Ассоциация авторского телевидения). В противовес сухой официозной программе "Время" появились ночные выпуски ТСН. Лидерами в этом отношении оказались молодёжные программы "12-й этаж" и "Взгляд", программы Ленинградского телевидения. В 1987 году в фильме Сергея Соловьёва "Асса" появляется песня рок-группы "Кино" "Хочу перемен" на слова Виктора Цоя, которая стала своеобразным гимном времен Перестройки. [6]

Центральной темой общественной жизни этого времени стало переосмысление советской истории. Вновь встал вопрос о сталинских репрессиях и реабилитации их жертв. В сентябре 1987 года была даже создана комиссия Политбюро ЦК КПСС по реабилитации, которую возглавил А.Н. Яковлев. Результатом ее работы стала реабилитация Н.И. Бухарина, А.И. Рыкова, Г.Е. Зиновьева, Л.Б. Каменева и еще около миллиона репрессированных граждан. Репрессии все чаще связываются с сущностью политической системы социализма.

Однако на имени Ленина и его соратников еще лежало идеологическое табу, не позволяющее беспристрастно оценить их деятельность. В обществе зреет мысль о необходимости отказа от всего советского. Публицисты активно дискутируют вопрос о демократической альтернативе командно-административной системе. Страна буквально зачитывалась публицистическими очерками В. Селюнина, Г. Попова, А. Нуйкина, П. Бунича, Н. Шмелева, Л. Абалкина и др. Вначале альтернатива виделась в нэпе 1920-х годов, но постепенно стали возникать сомнения в социализме как в системе. В марте 1988 года в газете "Правда" была напечатана статья Н. Андреевой "Не могу поступиться принципами", в которой была сформулирована позиция консервативной части партии и общества, недовольной призывами к пересмотру истории советского общества. Ответом на нее стала редакционная статья в той же "Правде", напечатанная в апреле 1988 года. В ней доказывалось, что защита Сталина и его взглядов является крайне реакционной и нацелена на отказ от перестройки.

Новый импульс развитию политических событий дала XIX партийная конференция КПСС, состоявшаяся в июне - июле 1988 года. Выступая на ней с докладом, М.С. Горбачев подчеркивал, что все преобразования перестройки натолкнулись на мощный механизм торможения в лице командно-административной системы, для уничтожения которого необходимо провести реформу политической системы. Реформа заключалась в разграничении функций партийных и советских органов ("Вся власть Советам"), в оживлении их деятельности и изменении порядка выборов, предлагалось также создание новой структуры власти. Она включала Съезд народных депутатов и действующий на постоянной основе парламент - Верховный Совет, который избирался на съезде из числа его участников. Предполагалось также введение поста президента СССР.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Проблема возникновения человечества.
Как и в вопросе происхождения Вселенной и жизни, существует представление о божественном творении человека. «И сказал Бог; сотворим человека по образу своему» (Бытие. 1. 26, 27). В индийской мифологии мир происходит из первого прачеловека – Пуруши. Во многих первобытных племенах были распространены представления о том, что их предки п ...

Амурский вопрос в XVIII веке
Попытки решения Амурского вопроса в XVIII веке. В 80-е гг. XVII века, вследствие неблагоприятной внешнеполитической обстановки и давления военной силы маньчжур, Россия была вынуждена пойти на уступки Цинскому правительству. Русские колонисты покинули территорию Приамурья почти на 200 лет. Потеря Россией данного региона по условиям Нерч ...

Театральное искусство. Музыка
В Древней Руси театральное искусство наибольше воплощалось в народном и так называемом княжеском, дружинном театре. Народный театр получил широчайшее выражение в свадебной народной обрядности1. Основой княжеского театра были скоморохи и шпильманы (элемент, заимствованный из Германии или из Византии). Тем не менее, ни скоморохи, ни шпил ...