Среди полоцких князей наибольшую известность получили князья Брячислав и Всеслав, управлявшие Полоцким княжеством в XI в. В это время расширилась территория княжества, возросло его политическое значение. Полоцкие князья старались проводить независимую от Киева политику.

Власть князя в Полоцке сосуществовала с властью веча, роль которого особенно усилилась с конца 1120-х гг. Вече приглашало князя на княжение, издавало законы, выбирало посадников, тысяцких и других представителей местного управления, одобряло объявление войны или мира. Власть веча распространялась не только на город, но и на всю волость, разбросанные по всему княжеству поселения. В Полоцком княжестве вече просуществовало до XV в. (1498), когда городу было дано магдебургское право.

Князья занимались военным делом, ходили в походы со своей дружиной в другие земли. Кроме того, князь решал административные вопросы, вершил суд, охранял торговые пути и караваны в своем княжестве. После введения христианства и образования в 992 г. Полоцкой епархии высокое общественное положение в Полоцке занимал епископ. От имени князя и епископа писались договоры, которые заключало полоцкое вече, и кдокументам привешивались их печати.

В начале XII в. Полоцкое княжество вступило в период политической раздробленности и распалось на несколько удельных княжеств: Полоцкое, Минское, Витебское, Друцкое, Изяславское, Логойское и др.

Вторым крупным княжеством на территории Беларуси было Туровское, образовавшееся в конце X в. Его территория в основном соответствовала местам расселения дреговичей на юге Беларуси в бассейне Припяти. Политическим центром княжества стал Туров, крупным городом являлся также Пинск. Возникновению и развитию Турова и Пинска содействовало их выгодное расположение на водном Припятско-Бугском торговом пути из Киева и других русских земель в Западную Европу. Туровское княжество временами было независимым, а временами принадлежало Киеву в качестве части великокняжеских владений. В 1150-е гг. Туров вышел из подчинения Киеву, и в нем установилась самостоятельная княжеская династия. Во второй половине XII – начале XIII в. на территории Туровского княжества образовался ряд мелких феодальных княжеств: Туровское, Пинское, Слуцкое, Клецкое, Дубровицкое (на территории .современной Северной Украины).

Таким образом, Полоцкое и Туровское княжества можно считать первыми государственными образованиями на территории Беларуси.

В дальнейшем развитие феодальных отношений, возникновение сильных местных центров, сепаратизм местных феодалов привели к ослаблению Киевской Руси.

В начале XII в. Древнерусское государство распалось на отдельные княжества. В этот период Киевская Русь уже не представляла собой единого политического целого и состояла из ряда отдельных земель. Территория Беларуси входила в состав Полоцкого, Туровского, Пинского, Новгородского и частично Смоленского, Черниговского, Киевского и Владимиро-Волынского княжеств. В начале XIII в. процесс политического дробления пошел еще быстрее. Княжества начали распадаться на уделы. XII–XIII вв. прошли в непрерывных междоусобных войнах.

Духовные ценности восточнославянского мира и Беларусь. Необходимо подчеркнуть, что, несмотря на существование в разных частях Древнерусского государства особых культурных и политических традиций, Киевская Русь сыграла важную роль в собирании всех восточнославянских земель. В результате объединения различных общностей (кривичей, дреговичей, радимичей, полян, древлян, вятичей и др.) сформировалась новая восточнославянская этническая общность – древнерусская (восточнославянская) народность. В X в. закрепилось общее название этой территории – Русь, Русская земля. Киевские князья назывались русскими князьями.

Большое значение для объединения восточных славян в Киевской Руси имело введение в 988 г. христианства, ставшего единой духовной и культурной основой Древнерусского государства.

В Киевской Руси было закреплено единство языка и культуры населения всего государства, доминировали общерусские черты, обеспечивавшие культурную монолитность восточнославянского «русского мира» на территории от Карпат до Белого моря. Не последнюю роль в этом сыграли общие славянские корни всех общностей, составляющих древнерусскую народность. Славянский характер этноса был закреплен в самоназваниях «русь», «русы», «русские». Поэтому древнерусскую народность надо считать важнейшим этапом в формировании трех братских народов: белорусского, русского и украинского.

Страницы: 1 2 3

Формирование центров российской эмиграции. Причины отъезда за рубеж и основные направления эмигрантских потоков
Русские, оказавшиеся после 1919 г. за пределами бывшей Российской империи, были беженцами в полном смысле этого слова. Главной причиной их бегства стали военное поражение и связанная с ним угроза плена и расправы, а также голод, лишения, опасность, нависшая над жизнью и свободой в результате сложившихся политических обстоятельств. Безо ...

Путь Сукарно
"Единство во многообразии" — девиз, воплощающий идеи и замыслы президента. ...

Численность сибирского купечества в XIX веке
Многократно возросший в последнее время интерес сибирских исследователей к истории предпринимательства очевиден: одна за другой в Сибирских городах проводятся конференции, издаются тематические сборники, книга за книгой выходит в свет коллективный труд "Краткая энциклопедия по истории купечества и коммерции Сибири". Благодаря ...