Создание свода законов «Тайхорё» способствовало внедрению в сознание японского общества идеи законности сложившегося в стране порядка.

Укреплению императорской власти способствовали первые летописи: «Запись древних дел» («Кодзики» — 712 г.) и «Анналы Японии» («Нихонги» — 720 г.), в которых были зафиксированы древние мифы, старинные легенды и сказания. Здесь имелись также хронологические записи. Составители этих первых письменных памятников действовали по прямому указанию двора и потому изображали императоров потомками богов, в особенности богини Солнца Аматэрасу — главного божества синтоистского пантеона, относя происхождение императорской династии к 660 г. до н. э. Поскольку история страны в то время не давала достаточного материала для построения такой длительной генеалогии императорского дома, составители хроник прибегали к заимствованиям из китайских династийных историй и к нагромождению всевозможных небылиц. Хроники содержат более достоверный материал о V —VII вв., освещая, однако, лишь события придворной жизни.

В начале VIII столетия были составлены наиболее полные описания провинций — «Записи обычаев и земель» («Фудоки»), где давалось подробное административное деление провинции, перечислялись и объяснялись географические названия, приводились данные о производившихся в провинции продуктах, о флоре и фауне, сообщались местные старинные сказания и легенды, отмечались достопримечательности.

Во второй половине VIII в. составляется первый свод японской поэзии — «Собрание мириад листьев» («Манъёсю»), где наряду с лирикой природы и человеческих отношений имелись образцы зарождения социальной темы (Яманоэ Окура), сатиры (Отомо Табито), правдиво отражались тяготы рекрутской службы, своеобразие семейно-брачных отношений.

При храмах и дворцах во время синтоистских и буддийских праздников исполнялись священные пляски, сопровождаемые инструментальной музыкой и пением. Эти представления имели магическое или обрядовое назначение. В праздник «Умиротворения душ» танцовщица плясала на опрокинутом чане с веткой бамбука и копьем в руках, имитируя миф об удалении Аматэрасу в Небесный грот и ее последующем появлении.

Дворцовые телохранители исполняли воинские пляски с мечами. Бродячие скоморохи выступали с песнями и танцами, посвященными посевам или посадке рисовой рассады, новому урожаю и пр.

Одним из важных политических орудий укрепления власти раннефеодального государства было дальнейшее внедрение буддизма:

строились монастыри, росли ряды монахов. К 624 г. в Японии уже насчитывалось 46 буддийских храмов и 1385 монахов. Монахи в своем большинстве были наиболее образованными людьми и часто ездили в другие страны, как правило в Китай.

Монастыри имели значительные земельные угодья, к ним приписывались крестьяне. Монастырское хозяйство стало типичным частно - феодальным владением.

Первые города возникли вокруг монастырей. В г. Нара находилось семь буддийских монастырей, главным среди которых был Храм торжества Закона (Хорюдзи) — первый монастырь в Японии, основанный в 608 г. Это древнейший образец деревянного храмового зодчества. Монастырь стал памятником японского национального искусства. Другим знаменитым монастырем был Великий храм Востока (Тодай-дзи), сооружение которого было закончено в 759 г. Само название монастыря говорит о том значении, которое ему хотели придать основатели: они мечтали превратить его в оплот буддизма на всем Востоке. Поэтому главный храм монастыря был посвящен важнейшему божеству буддийского пантеона — Вайрочане (Будде, «всеозаряющему свет»). В храме и по сей день высится отлитая из бронзы позолоченная статуя сидящего Вайрочаны. Высота самой фигуры около 16 м. Для той эпохи это было чудом литейной техники. В храме находились многочисленные предметы искусства, особенно скульптура, изделия художественных промыслов из бронзы, золота и лака.

Ранний японский буддизм основывался на принципе «служения государству» и его условно можно назвать «придворным буддизмом». Но по мере утраты двором политического влияния идеологические установки этого буддизма перестали отвечать запросам времени. Назрела необходимость в обновлении религиозной доктрины. Новые секты отвечали этим требованиям. Своим кредо они считали «служение вере», сторонников объединяли в буддийские общины, которые по замыслу их организаторов должны были быть организационно и экономически самостоятельны.

Секты первоначально имели успех лишь среди фрондирующих слоев эксплуататорского сословия. Однако возникновение сект знаменовало новую тенденцию к широкому распространению буддизма. Он стал отражать в религиозной форме назревавшие в обществе социальные противоречия.

Пустозерские узники
Часть взятых в плен соловецких старообрядцев была сослана в Пустозерск, отдаленный острог на границе с Северным полярным кругом, где уже много лет содержались в тюрьме "расколоучители" - Аввакум и его единомышленники Никифор, Федор, Лазарь и Епифаний, проклятые собором патриархов. И здесь, на краю земли, Аввакум продолжал свою ...

Литературная революция
Составной и важной частью "Движения за новую культуру" являлась так называемая литературная революция, ставившая своей задачей преобразование литературного языка и обновление литературы. Журнал "Синь циннянь" и такие его авторы, как Чэнь Дусю, Ли Дачжао, Лу Синь, Цянь Сюаньтун, Ху Ши, Лю Бань-нун и другие выступали з ...

Итоги внешней политики конца 19 века
В последней четверти XIX в. европейская напряженность постоянно нарастала из-за углубления противоречий между великими державами: Россией, Англией, Францией, Германией и Австро-Венгрией. Их противостояние определяло обстановку в мире, затрагивая интересы и других государств. Конфликты охватили многие регионы: Ближний и Средний Восток, Б ...