В коллективной монографии под редакцией А. В. Иванченко главенствующее место отдано юридическим, нормативно-правовым аспектам подготовки и реализации на практике Учредительного собрания. Авторами отмечено, что «Положение о выборах во Всероссийское Учредительное собрание» является памятником права, не утратившим свою актуальность до сих пор.[15]

Проблемами дальнейшей судьбы Учредительного собрания на «белом» Дону. В связи с этим, интересна работа советского исследователя Ю. К. Кириенко, в которой автор определяет лидеров белого движения как контрреволюционеров, Учредительное собрание как попытку реставрации монархического режима в стране. Разгон этого органа, по его словам, логичен, так как лозунг Учредительного собрания потерял свою актуальность осенью 1917 года.[16]

Н. М. Катков, занимающийся непосредственно личностью Л. Корнилова, отмечает, что идея и требование созыва Учредительного собрания было записано в конституции Корнилова, написанной в Быховской тюрьме.[17]

Современный исследователь А. В. Венков, описывая политические структуру Добровольческой Армии и деятельность Донского гражданского совета (ДГС), подчеркивает то, что венцом их деятельности должен был стать созыв Учредительного собрания. Автор справедлив в размышлениях о том, что «земля и воля» к созыву данного органа была получена народом. [18]

Итак, мы видим, что однозначного отношения к проблеме Учредительного собрания в отечественной историографии нет. Однако имеются смежные, междисциплинарные исследования. Необходимо заметить, что проблемы отношения общественного мнения к Учредительному собранию, выборам в него, избирательной компании на отдельных территориях России, в российской провинции, мало изучены.

Специальных работ по проблемам существования Учредительного собрания на территории Ставропольской губернии и даже на Юге России нет. В общих работах по истории Ставрополья, таких как «Очерки истории Ставропольского края», «Край наш Ставрополье» Учредительное собрание рассматривается в контексте российской и ставропольской истории и контексте истории политических партий в регионе, имевших большую популярность на Ставрополье в 1917 году.[19]

Тема затронута в монографии Н. Д. Судавцова, посвященной истории ставропольского земства в 1917 году. Автор, опираясь на обширный статистический и архивный материал, описывает выборы и формирование местных органов на Ставрополье, работа которых во многом определила выборы в Учредительное собрание.[20]

В кандидатской диссертации Е.Ю. Оборского, изучающей эволюцию общественного сознания на Кубани и Ставрополье в 1917 году, затрагивается проблема роли Учредительного собрания в общественном мнении.[21] Тем не менее, анализ региональной историографии показывает, что выборы в Учредительное собрание, их ход, результаты на Ставрополье мало изучены.

Зарубежная историография, занимающаяся общими проблемами революционной и постреволюционном России, отличается схожим мнением об Учредительном собрании, как органе, который смог бы привести Россию к демократической республике. Это не удалось, по мнению ряда ученых, в силу слабости Временного правительства, и по причине захвата власти большевиками. Английский ученый Э. Карр символом разгона Учредительного собрания видит вооруженного матроса, закрывающего представительный орган по причине усталости караула. Однако за внешней небрежностью автор усматривает скрытое беспокойство большевиков о возможных последствиях «своевластия».[22] Дж. Хоскинг отмечает, что Учредительное собрание оставалось последним потенциальным пределом власти большевиков после Октябрьской революции. Однако это стало невожмозным зимой 1918 года, так как большевики легитимизировали свою власть.[23] Зарубежная историография видит в Учредительном собрании возможность развития новой России по западноевропейскому типу развитие на демократических началах.

Страницы: 1 2 3 4 5

История кочевых племен Половецкой земли. Письменные источники о печенегах и половцах
Самые ранние письменные свидетельства о пребывании народов- печенегов и половцев в Урало-Волжских степях датируются 922 годом и принадлежат перу Ахмеда Ибн Фадлана, секретаря посольства, посланного багдадским халифом Муктадиром в Волжскую Болгарию по просьбе болгарского царя Алмуша. На всем протяжении своего долгового и трудного пути и ...

Церковный раскол
В XVII в. русская православная церковь пережила раскол, вызванный реформами обрядов и исправлением богослужебных книг. Раскол стал массовым религиозно - общественным движением, породившим свою собственную идеологию, культуру и историческую традицию. Одновременно с расколом произошел острый конфликт светской и духовной власти, закончивши ...

Осуществление карательными органами массовых репрессий в Западной Сибири. Взаимосвязь культа личности с массовыми репрессиями в СССР в 30-е годы
Репрессии 30-х годов в СССР неотъемлемо связана с такими терминами как "культ личности", "сталинизм", "сталинщина". Многие историки и публицисты обращаются к этой теме, пытаясь объяснить суть этих терминов, и, конечно же, каждый толкует их по-своему. И по-своему объясняет причины появления, укрепления, разв ...