ВведениеСтраница 2
Именно в период «оттепели» появляется монографическое исследование, посвященное проблеме Учредительного собрания. Это работа О. Н. Знаменского. Он собрал обширный и интересный фактический материал о выборах в Учредительное собрание, партийном составе его участников, хотя отмечает, что «исследование этой проблемы дает новые доказательства прозорливости ленинской партии».[6]
Это общероссийское исследование стимулировало интерес региональных историков. Становится доступным статистический материал по данной проблематике, на его основе Ю. К. Кириенко дал точную цифровую картину итогов выборов в Учредительное собрание на Дону. К тому же автор описал тяжелые военные и социально-политические условия, в которых проходили выборы.[7] Однако работы исследователей пронизаны классово-идеологическим подходом.
В перестроечное время, в период гласности, происходил пересмотр традиционных советских позиций по отношению к многим страницам истории страны. Интерес ученых привлекает история Февральской революции в целом и как часть – Учредительне собрание. В историографии это было временем «ликвидации белых пятен» и так как Февральская революция находилась длительное время в тени Октябрьской революции, началось активное изучение процессов связанных с ней. В это время появляется работа «Исторический опыт трех российских революций». Главным аргументом одного из авторов П. Голуба, отсрочка созыва Собрания выступает не желание Временного правительства подлинного демократического государства в России.[8]
На втором этапе современная историография отличается применением новых методологических подходов и использованием ранее не доступных архивных фондов. История созыва и разгона Учредительного собрания в России в 1917 году приобретает в этот период самостоятельное значение и в связи с демократизацией политической системы и ориентацией на правовое государство.
Первоначально, в девяностые году прошлого столетия, в период формирования нового демократического государства наблюдается пик публицистических изданий, касающихся демократических тенденций в 1917 году и непосредственно проблемы идей и реализации в жизнь Учредительного собрания.[9] В этих работах ученые впервые говорят о том, что программным требованием всех социалистических партий был созыв Учредительного собрания, обвиняют большевиков в виновности разгона органа народовластия, как альтернативы демократического пути развития России в 1917 г.
К более взвешенной оценке проблемы Учредительного собрания подошли современные исследователи во второй половине девяностых годов. Особое место занимает монография Л. Г. Протасова. Автор образно сравнивает Учредительное собрание с «яркой и скоротечной кометой, прочертившей в 1917 году российский политический небосвод»[10]. Он собрал богатый архивный материал по общественному мнению в 1917 г. и значению Учредительного собрания в столице, провел контент-анализ выпускаемой периодики в 1917 году. Учредительное собрание он воспринимает одним из тех событий в истории, которые являются вехами истории человеческой цивилизации.[11]
Тема Учредительного собрания прозвучала в работе В. Н. Булдакова по историческому сознанию в период революций «Красная смута. Природа и последствия революционного насилия»[12]. Интересны рассуждения В. Н. Булдакова о политической обстановке в стране в 1917 году, его оценка политических партий во время выборов в Учредительное собрание и трактовка значения этого органа. Так, Учредительное собрание являлось, по его словам, «фетишью российской демократии»[13]. Однако в этом органе он видит возможность реставрации старого порядка.[14]
Развитие капиталистических отношений
В антикрепостнической борьбе крестьяне не проявляли единства действий. Ведь и социального равенства среди них — будь то помещичьи (крепостные) или государственные крестьяне — не существовало. Крестьянской бедноте противостояли сельские богачи — кулаки, торговцы, ростовщики, владельцы мельниц и маслобоен. К середине XIX в. многие из них ...
«Договор, основанный на мире и родстве».
В 198 г. до н. э., после переговоров между двумя государствами, был составлен и подписан «договор, основанный на мире и родстве». Этот договор, сохранявший свою силу на протяжение примерно шестидесяти лет, фактически сделал Китай зависимым от государства хуннов. Согласно договору, одна из знатных девушек из императорского рода должна бы ...
Отставка президента де Голля.
Понимая, что движение мая-июня 1968 г. свидетельствует о глубоком недовольстве существующей общественно-политической системой, де Голль заявил, что он приступает к «великой французской реформе ХХ века», суть которой состоит в «системе участия»: участия рабочих в прибылях предприятий, служащих – в управлении учреждениями, студентов – в р ...