К началу 1920-х гг. Библиотека Московского публичного и Румянцевского музеев, Императорского Московского и Румянцевского музея (с 1917 г. - Государственного Румянцевского музея (ГРМ) была уже сложившимся культурным, научным центром. Василий Дмитриевич Голицын продолжал до марта 1921 г. оставаться директором ГРМ. С марта 1921-г. до октября 1924 г. директором Государственного Румянцевского музея. Всероссийской библиотеки имени Владимира Ильича Ульянова (Ленина) был служивший в Музеях с 1910 г. будущий известный писатель, автор книг "Три цвета времени", "Осуждение Паганини", "Стендаль и его время" и других, Анатолий Корнелиевич Виноградов

. Он ушел с поста директора по болезни и его место заняла временная Коллегия по управлению во главе с заведующим научным отделом Всеобщей истории, профессором Дмитрием Николаевичем Егоровым

(октябрь 1924 г. - 4 февраля 1925 г.). С 5 мая 1925 г. директором Библиотеки, которая с 6 февраля 1925 г. была преобразована в Государственную библиотеку СССР имени В.И. Ленина, был назначен доктор, профессор историк партии, государственный и партийный деятель Владимир Иванович Невский

.

После его ареста в 1935 г. (в 1937 г. расстрелян) директором была впервые в истории Библиотеки, была назначена женщина Елена Федоровна Розмирович

, участница революционного движения, государственного строительства. В 1939 г. она была переведена на должность директора Литературного института, а директором Государственной библиотеки СССР имени В.И. Ленина стал бывший директор Государственной публичной исторической библиотеки Николай Никифорович Яковлев

. Коллегиальным совещательным органом при директоре Музеев, потом Библиотеки были до 1917 г. Комитет, Совет, после 1917 г. - Ученая коллегия, с 14 марта 1921 г. - Ученый совет.

Возвращение в марте 1918 г. столицы в Москву изменило статус Библиотеки, которая вскоре становится главной библиотекой страны. Все изменения в государстве непосредственно сказывались на изменении характера деятельности Библиотеки, составе ее фонда, составе читателей, объеме и формах обслуживания. В стране происходила культурная революция, цель которой нарком просвещения А.В. Луначарский определил как формирование всесторонне развитой гармонической личности. Для этого, по мнению ее организаторов, необходимо было привлечь на свою сторону "старую" интеллигенцию, использовать "старое" культурное наследие, создать новую интеллигенцию, формировать новое мировоззрение, вытеснив религиозное и буржуазное сознание. Росла грамотность населения. Если в 1897 г. грамотность у людей в возрасте свыше 9 лет составляла 24 %, в 1926 - 51,1 %, то, согласно данным Всесоюзной переписи 1939 г., грамотность достигла 81,2 %. К концу 1920-х гг. 82 % высших должностей в промышленности занимали специалисты, подготовленные до революции; 90 % научных работников начали свою научную деятельность до революции; 1/3 специалистов народного хозяйства составляла буржуазная интеллигенция; 54 %, а в некоторых случаях 83 % командиров Красной Армии были выходцами из старой армии. В то же время за 1918-1928 гг. была подготовлена 31 тысяча специалистов с высшим образованием, а в 1933-1937 гг. из стен вузов выпускалось по 74 тысячи специалистов ежегодно. Изменения в культуре были направлены прежде всего на обеспечение ускоренной индустриализации. Административная система была вынуждена использовать талантливых людей, воспитанных еще до революции. В новых общественно-политических условиях Библиотека продолжала свою традиционно высокую миссию учреждения культуры -собирать и бережно сохранять фонд, делать его оптимально доступным для нового читателя.

Страницы: 1 2 3

Российская наука и образование на современном этапе
Что такое наука? В чем заключается своеобразная природа науки, положительного знания? Великий английский теоретик науки, Томас Гексли, отвечает на этот вопрос так: "Наука есть не что иное, как вышколенный и организованный здравый смысл. По мнению сподвижников Дарвина, от обыденного житейского опыта научный опыт отличается лишь в т ...

Народники: идеология, основные течения
На рубеже 60—70-х гг. оформляется как система взглядов народничество — идеология крестьянской демократии, родоначальниками которой были А. И. Герцен и Н. Г. Чернышевский. Центральной, коренной идеей народничества является признание для России возможности некапиталистического развития. Реальным основанием такой возможности выступал общин ...

XX съезд КПСС и его историческое значение. Дальнейшее развитие колхозного строя и реорганизация МТС
Историческое значение XX съезда КПСС. 14 февраля 1956 года в Москве открылся XX съезд Коммунистической партии Советского Союза. Съезд единодушно одобрил политическую линию и практическую деятельность ЦК за отчётный период. Мероприятия партии и правительства в области экономики обеспечили дальнейший рост могущества СССР, новый мощный под ...