Таким образом, в XVIII в. город начал развиваться в западную и северную стороны от Казанки.

Расположенная за Кабаном Татарская слобода до конца века особенно не росла. В годы архиерейства мракобеса Луки Канашевича жители слободы терпели многочисленные лишения. Слобода от города была отделена рогатками. Лука Конашевич разными ухищрениями добился крещения 6 домохозяев, и это было использовано для постройки там церкви. В то же время 2 слободские мечети и медресе были сломаны. Половину земли татар отвели под церковное владение. После городского пожара 1749 г. хозяев вынудили образовать Новую татарскую слободу на более отдаленном месте (совр. Ул. Гафури и др.), окруженном болотами.

Старая татарская слобода к концу столетия выросла и вошла в состав города. В 60-х годах в этой слободе были построены 2 каменные мечети: Апанаевская (строитель Я. Султангаев), Марджани (строитель А. Ибрагимов, И. Исмагилов и др.) и в Новой Слободе две деревянные мечети. Мечеть Марджани, выстроенная в духе петербургского барокко, сохранилась до наших дней. Мечеть Апанаева, также сохранившаяся, построена в духе московского барокко в те же годы.

Во второй половине века рядом со Старой слободой возникла, Служило – татарская слобода. Она населялась исключительно служилыми татарами на основании дарованной грамоты 1686 г. о льготах по торговле. Параллельно с этой улицей появилась Мещанская (ныне ул. Нариманова). Здесь сенатским указом 1763 г. разрешено было жить неслужилым татарам, и они стали записываться в мещанское сословие. Во всех этих слободах был замечен быстрый прирост жителей и таким образом, город постепенно сливался со своими слободами. Этому способствовало и то, что в 1729 г., по распоряжению губернатора Волынского, обветшалые деревянные стены вокруг посада были срыты.

Во второй половине XVIII в. кремль в основном стал каменным. На одной стороне кремля стояли гауптвахта, губернская канцелярия, губернаторский двор, собор Благовещения, Оберкомендантский двор.

До 30-х годов XVIII в. около кремля находились мясные и рыбные торговые ряды, которые потом перенесли ближе к оз. Кабан. Здесь возник второй казанский базар – «рыбный». Этот базар (ныне пл. М. Джалиля) и начинающийся от него кривой овраг были самыми грязными местами тогдашней Казани

До второй половины XVIII в. город развивался без планировки. Имелись прямые, кривые, полукруглые улицы и тупики. Лишь в 1764 г. центральная часть Казани подверглась планировке. По этому плану верхняя часть города застраивалась каменными домами. По генеральному плану, окончательно утвержденному Екатериной II в 1782 г., центральная часть и главные улицы начали строиться из кирпича. Каменное строительство поощрялось администрацией и получило интенсивное развитие.

Казань в XVIII в. была одним из самых больших городов России. Екатерина II, посетившая Казань в 1767 году, в одном из своих писем отметила: «Сей город бесспорно первый в России после Москвы… во всем видно, что Казань столица большого царства».

В 18 веке в Казани появились такие памятники архитектуры как башня Сююмбеки (кон. 17 – нач. 18 вв.). Петропавловский собор (ныне планетарий; 18 в.), мечеть Марджани (18 в.)

в 1726 г., в память о пребывании Петра I в Казани, московскими и флорентийскими мастерами был построен Петропавловский собор. Собор стал образцом русского архитектурного барокко XVIII века.

Страницы: 1 2 3

Награды
За добросовестную службу в Самаре К.К. Грот был награждён весьма высокими по положению орденами св. Станислава 1-й степени (26 августа 1856 года) и св. Анны 1-й степени (1859), не раз отмечался “именными” Высочайшими благоволениями императора и медалями. Находясь в Самаре, знак отличия “за 15 лет беспорочной службы”. Эти высокие награды ...

Республика Португалия
Португалия или Республика Португалия расположена в юго-западной Европе, на Пиренейском полуострове (примерно шестая часть общей площади страны) и на островах Азорских и Мадейра в Атлантическом океане. На западе омывается водами Атлантического океана, а на севере и востоке Португалия граничит с Испанией. Площадь территории страны составл ...

Культура Португалии
Культура Португалии также обширна своими традициями и праздниками, к которым с уважением относится каждый португалец. Португальцы любят праздники со страстью, доступной немногим народам мира. Поводами для торжеств могут служить поминовение бесчисленных святых, паломничество, ярмарка. На севере страны любой самый маленький поселок имеет ...