Проведенные реформы способствовали и подъему русской культуры края. Казань стала центром просвещения и культуры в регионе.

В 1771 году были открыты два больших медресе – Ахуновское и Апанаевское, а в 1780 году – медресе «Усмания». В Казани жили и творили просветитель М.И. Веревкин (1732–1795), поэты Г.П. Каменев (1772–1803) и Г.Р. Державин (1743–1816).

В 1791 году в городе был открыт первый постоянный театр.

Важнейшим культурным событием того времени было открытие в 1758 году в Казани (по инициативе М.В. Ломоносова) гимназии. В ней изучались восточные языки (татарский, арабский, турецкий, персидский и др.). Важное значение имело открытие в гимназии татарского класса. С этим классом тесно связано начало просветительской деятельности талантливой семьи Хальфиных.

Первым преподавателем татарского языка в гимназии стал Сагит Хальфин. Он вел научную работу: его перу принадлежат первая напечатанная татарская азбука, русско-татарский словарь, включающий более 20 000 слов и другие книги. В 1785–1800 годах преподавателем татарского языка в гимназии был сын С. Хальфина – Исхак, который вместе со своим братом Исмаилом продолжил просветительскую деятельность отца.

Важным этапом в эволюции просветительства является становление в Казанском крае книгопечатания, благодаря которому появился первый печатный татарский шрифт (XVIII в.)

В Казани в XVIII в. жили многие представители русской литературы. Среди них известный русский поэт Г.Р. Державин, драматург и поэт М.И. Веревкин, поэт Г.П. Каменев и др. С XVIII в. Казань становится объектом изучения русских ученых. В 30-х гг. Казань посетили академики Г.Ф. Миллер, С.Г. Гмелин и С.П. Крашенинников. Результатом их экспедиции явилась книга Миллера «Описание живущих в Казанской губернии языческих народов». Много ценных этнографических сведений можно встретить в сочинениях академиков И.И. Лепехина, И.Г. Георги, П.И. Рычкова и других авторов.

Одним из показателей развития культуры, является развитие архитектуры народа.

Казань, как культурный центр Казанской губернии XVIII века отличается от предыдущих и последующих веков как по своему социально-экономическому развитию, так и по облику. Хотя она до последней четверти этого столетия сохранила некоторые черты старых времен, но постепенно меняла свой внешний вид. В начале века функционировали торговые ряды, лучами расходившиеся от кремля. Например, от Спасских ворот к Черному озеру шла кривая улица, в конце которой на откосе горы сосредоточены были деревянные лавки, парусиновые палатки и т.д. Здесь продавали продукты питания. В других торговых рядах-улицах шла оживленная торговля железными и деревянными изделиями, хозяйственным инвентарем. Это было наследство с прошлого века.

Вместе с тем облик Казани стал меняться в связи с постройкой новых промышленных предприятий. «Пумповый» завод, возникший в 1712 году, имел 10 зданий, Казенная суконная фабрика, построенная в 1714 году, владела также несколькими зданиями и заложила основу Суконной слободы. Появились новые и развивались старые частные предприятия. Интенсивно строились каменные церкви. Так, в 1722 году в Мокрой слободе – Ильинская церковь. Самой монументальной постройкой города стал Петропавловский собор, построенный купцом Михляевым в 1722–1726 годах.

Страницы: 1 2 3

Концепция генезиса феодализма Фюстеля де Куланжа
Наиболее ярким представителем синтетической школы был Нюма Дени Фюстель де Куланж (1830-1889). Он родился в Париже в семье небогатого бретонского дворянина, морского офицера. Учился в Высшей Нормальной школе у Шеруэля и Вашеро. После защиты докторской диссертации в Париже он с 1860 по 1870 г. занимал должность профессора всеобщей истори ...

Российские либералы в годы первой мировой войны
Еще в довоенный период по всей стране было полное размежевание в обществе, все это вытекало в формирование различных движений, партий (как уже было рассмотрено выше). С приходом же первой мировой войны, как подразумевается, должна быть сплоченность в стране и ее готовность всецело бороться за свое отечество, но этого не произошло. Если ...

"Соловецкое сидение"
На сторону старообрядцев встали некоторые из монастырей, в частности одна из самых почитаемых православных обителей - Соловецкий монастырь. Монахи монастыря, в котором в бытность простым иноком не смог ужиться Никон, не приняли церковных реформ в его бытность патриархом. Когда в монастырь были присланы новопечатные книги, их спрятали, н ...