Наиболее ярким представителем синтетической школы был Нюма Дени Фюстель де Куланж (1830-1889). Он родился в Париже в семье небогатого бретонского дворянина, морского офицера. Учился в Высшей Нормальной школе у Шеруэля и Вашеро. После защиты докторской диссертации в Париже он с 1860 по 1870 г. занимал должность профессора всеобщей истории в Страсбургском университете. В 1870 г. он стал профессором Высшей Нормальной школы. В 1875 г. он был приглашен в Сорбонну, где работал до 1888 г., возглавляя созданную там кафедру истории средних веков.

До 1870 г. Фюстель занимался исследовательской работой только в области античной истории. После событий войны и Парижской Коммуны Фюстель затем до конца жизни занимался только медиевистикой. Его первая работа по этой тематике – «Германское завоевание в 5 веке, его характер и результаты», главный труд – 6-томная «История общественного строя древней Франции», охватывающая период со времен кельтской Галлии до конца 9 века.

Политические воззрения Фюстеля в целом были близки взглядам большинства французских буржуазно-либеральных историков его времени и имели много общего со взглядами А. Токвиля. В составленном им для себя проекте будущей конституции Франции, он мечтал о республике, возглавляемой новой аристократией богатых и образованных людей, в которой бедняки, не способные к роли «деятельных граждан», будут устранены от управления с помощью значительных ограничений в избирательном праве в важнейшие органы власти, а также с помощью налоговой системы, освобождающей от налогов, но зато лишающей их влияния на политику. Разделял он и общие для всех буржуазных идеологов того времени страх и ненависть к социалистическим идеям.

В методологии он был типичным позитивистом. Историю он считал точной наукой, однако не ограничивал её задачи собиранием фактов и точным анализом источников. История, по его словам, «есть наука о социальных фактах, то есть именно социология в настоящем смысле слова». История для него – всегда медленный, плавный процесс, создающийся преемственностью поколений.

Фюстель отрицал идею о решающей роли классовой борьбы в истории средних веков и закономерности революций, Фюстель считал её следствием антипатриотизма, а также классовой и партийной пристрастности одних историков, отрицая, в частности, наличие острых классовых антагонизмов в средневековой Франции. По его мнению, до 16 века франц. дворяне и крестьяне были ближе друг к другу, чем обычно считают.

Наибольший интерес для медиевистики представляет созданная Фюстелем концепция истории раннего средневековья в Западной Европе. В своей «Истории учреждений древней Франции» он разграничивал экономические предпосылки феодализма – наличие крупного землевладения в виде вотчины или поместья, обрабатываемого трудом зависимых людей. Под феодализмом он понимал лишь социально-политическую структуру, при которой господствовали «условное владение землей вместо собственности, подчинение людей сеньору вместо подчинения королю и иерархия между сеньорами, устанавливаемая через фьеф и оммаж». Он подчеркивал определяющую роль личных договорных отношений, иногда прямо отождествлял этот строй с господством системы патроната и верности. Фюстель противопоставлял феодализм как систему частноправовых отношений монархии системе государственно-правовой.

Окончательное утверждение феодального строя он связывал с ликвидацией или резким упадком центральной власти. Соответственно и процесс генезиса феодализма он рассматривал в 2-х разных аспектах – экономическом и политико-правовом. Экономические предпосылки феодализма он возводил к истории Римской Галлии, где, по его мнению, и до и после римского завоевания господствовало аристократическое крупное землевладение, обрабатываемое трудом рабов и зависимых людей, развивались отношения клиентелы и патроната. Фюстель категорически отрицал наличие каких-либо предфеодальных элементов в общественном строе древних германцев.

Процесс генезиса феодализма в 8-9 в. По мнению Фюстеля протекал мирно, без каких-либо проявлений классовой борьбы, в силу присущей вообще людям «инстинктивной потребности кому-либо повиноваться».

Фюстелевская концепция генезиса феодализма пронизана политической тенденциозностью. Концентрированное в ней отрицание революционного переворота при переходе от античности к средневековью, крайний романизм и стремление опровергнуть общинную теорию в конечном счете имела целью обширным историческим материалом враждебность ученого к революции и классовой борьбе, его антисоциализм, его национализм.

Общая тенденция концепции Фюстеля вынуждала его к предвзятому истолкованию источников. Он пользовался рядом весьма сомнительных приемов в их подборе и интерпретации. Во-первых, доверяя только «текстам», Фюстель заранее обрекал себя на односторонность. Пренебрегая дипломатической критикой источников. Наконец, нельзя не отметить, что анализируя «тексты» Фюстель иногда допускал прямые натяжки и перетяжки в угоду своей общей концепции.

Страницы: 1 2

Таиланд в раннее Новое время
В начале Нового времени одним из самых значительных государств на территории современного Таиланда было государство Аютия, просуществовавшее с 1350 по 1767 гг. Оно было создано путем объединения социальных структур тон-кхмеров и таи. К этому времени уже сложилось традиционное тайское общество. Во главе политической системы Аютии стоял ...

Общественный и государственный строй Древнего Шумера
Общественный и государственный строй Древнего Шумера характеризуется сохранением пережитков родоплеменной организации. Особенности ведения сельского хозяйства, связанные с необходимостью организованного орошения, обусловили существование территориальных общин. Огромную роль в жизни Шумера играло жречество, составлявшее высшие слои шуме ...

Прочие реформы
К н. 1860-х число городов в России увеличилось. Многие из них по числу жителей и характеру хозяйства не соответствовали понятию "город". Подавляющее число городов имело население менее 5 тыс. жителей. Наряду с этим было много населённых пунктов с развитой промышленностью и торговлей, но причислялись они к разряду сёл. Складыва ...