Третья доля земли зовется, братья, Европой.

Много живет в ней племен: названьями, нравами, бытом,

Речью и верою в Бога они друг от друга отличны.

Средневековый поэт-монах Эккехарт, X в.

Западноевропейская цивилизация, какой мы зна­ем ее сейчас, - это сложный комплекс, состоящий из различных и весьма многочисленных государств, вполне самостоятельных и вместе с тем связанных друг с другом экономическими, политическими и культурными узами. Но эта особая форма союза сло­жилась не сразу. На первых порах Западная Европа состояла из ря­да разобщенных и довольно неустойчивых варвар­ских королевств. На их территориях, кроме самих варваров, жило местное римское население, резко от­личавшееся от завоевателей по уровню культуры. Германские племена не были едины: они отличались друг от друга по языку и обычаям, даже те, кто при­нял христианство, продолжали верить в своих старых богов. И все-таки идея политического единства Европы появилась достаточно рано - на рубеже VIII-IX вв. Ее родиной стало Франкское королевство, которое в ту неспокойную эпоху оказалось самым жизнеспособным и сильным государством. Достигнув наивысшего расцвета при короле Кар­ле Великом (годы правления 768—814), который ак­тивно вел завоевательную политику, оно превра­тилось в огромную империю, объединившую различ­ные племена. Ее границы простирались от Средней Италии на юге до Ютландии на севере, от Барселоны на юго-западе до Богемских гор и Венского леса на востоке. Карл Великий и его приближенные видели в своем новом государстве возрождение Римской империи. В 800 г. папа Лев III короновал Карла и провозгласил его римским императором. Но империя была непроч­ным образованием и распалась вскоре после смерти своего создателя. Согласно Верденскому договору 843 г. она была поделена между потомками Карла Ве­ликого на три большие части: Западно-Франкское, Восточно-Франкское королевства и империю, вклю­чавшую Италию и земли вдоль Рейна (империя Лотаря, одного из внуков Карла). Раздел положил начало истории трех современных европейских государств - Франции, Германии и Италии. Еще одна попытка утвердить преемственность За­падной Европы от Римской державы была предприня­та германским королем Оттоном I (годы правления 936-973). Совершив несколько военных походов в Италию, в 962 г. он добился коронации в Риме. Так была создана новая «Римская Империя», включавшая в свой состав Германию, а также Северную и Среднюю Италию. Позже она стала называться Священной Рим­ской империей. Это позволило германским императо­рам вмешиваться во внутренние дела европейских стран, оказывать влияние на папство, считать себя хо­зяевами Италии. Священная Римская империя была, по сути, доста­точно рыхлым образованием. Она не могла помешать основной тенденции политического развития Евро­пы - выделению самостоятельных национальных го­сударств. Это был длительный и мучительный про­цесс, сопровождавшийся войнами и переделами гра­ниц, процесс, который не завершился даже на исходе средневековья. И все-таки империи Карла Великого и Оттона I вы­полнили свою объединяющую роль, которая прояви­лась и в международных отношениях внутри Европы, и в утверждении идеи о связи молодой западноевро­пейской цивилизации с ее великим предшественни­ком - Римом. Идея единства западноевропейской цивилизации постепенно формировалась и под воздействием рим­ско-католической церкви, которая претендовала на роль высшего арбитра в политической жизни Европы. Кроме того, церковь вкладывала в сознание своей па­ствы идею о существовании особого христианского мира, отделенного от других стран исключительно­стью вероисповедания. Но главным источником единства в историческом развитии разноплеменной Европы были общие цивилизационные основы: наследие античности и варвар­ского германского мира. Огромное значение имели и контакты (политические, экономические, культур­ные) между европейскими странами: они связывали их в систему одной цивилизации. Разные регионы Европы не были одинаковы. Те или иные изменения возникали в них несинхронно, каждая страна имела свою специфику. Но эту несинх­ронность помогали выправлять связи и даже само со­седство с теми странами, в которых быстрее зарожда­лись новые тенденции. Различные европейские стра­ны вносили свой вклад в жизнь всей цивилизации. Некоторые историки считают, что в этом - одна из причин ее динамичности и долголетия. Западная Европа начала свою историческую жизнь в трудных условиях: экономика была разру­шена, уровень цивилизованности резко упал, старая централизованная государственность была уничто­жена. Попытки возродить Римскую империю при всем их значении не удались. Внутри отдельных ко­ролевств государственная власть долгое время оста­валась довольно слабой.

Культура Таиланда в Новое время
Последняя треть XIX в. ознаменовалась развитием в Сиаме системы образования. Появились светские школы для детей элиты, торговое, медицинское, почтово-телеграфное, педагогическое училища, находившиеся в ведении Министерства образования. Часть учащихся направлялась на обучение за границу. В Бангкоке начал складываться слой интеллигенции ...

Революционное движение и Сунь Ятсен.
С особой силой антиманьчжуризм получил выражение в дея­тельности другой группы оппозиционеров — китайских револю­ционеров, поставивших перед собой задачу свержения маньчжур­ской династии и установления в Китае республиканской формы правления, которая одна только, по мысли революционеров, была способна обеспечить достижение независимости ...

Сессии ИФЛА, международных совещаний
Деятельность ГБЛ по сотрудничеству с зарубежными странами особенно широко развернулась после создания отдела международных библиотечных связей (первая заведующая отделом - Ольга Алексеевна Дьяконова. ГБЛ принимала активное участие в работе Международных библиотечных организаций, осуществляла двусторонние и многосторонние связи с библиот ...