Основным содержательным и композиционным элементом интерьера храма становится подкупольное пространство, главенство которого было выражено не только центральным положением, но и высотой, которая больше чем в два раза превосходила высоту примыкающих к подкупольному пространству ветвей креста. Нижняя, восьмигранная в плане подкупольная часть (восьмигранная форма возникла благодаря срезанным углам четырех гиганстких столбов, в основании которых были устроены ниши) с помощью парусов естественно "перетекала" в круглые формы барабана и купола. В процессе работы оформление интерьеров храма Христа Спасителя претерпело еще большие изменения, чем оформление фасадов. Переработка их проектов идет в том же направлении, что и переработка внешнего облика здания: с усилением черт национальной художественной традиции. Первоначально проектом предусматривалась только скульптурная отделка, выполненная в стиле классицизма. В процессе переработки стены храма внутри украсили сюжетные и орнаментальные росписи.

Рис.6. Эскиз оформления интерьера храма Христа Спасителя.

Рис. 7. Рисунок К. Тона со скульптурами А. Логановского. Бумага, карандаш.

Напротив главного входа, в восточной ветви креста проектируется уникальный по композиции иконостас в виде беломраморной восьмигранной часовни, увенчанной бронзовым шатром. Необычность иконостаса, не имевшего аналогов и предшественников в древнерусской и послепетровской архитектуре и оставшегося единственным в своем роде, заключалась в том, что он имел вид шатрового храма, тип которого был распространен на Руси в XVI - первой половине XVII веков. Таким образом, появившийся в интерьере своего рода храм в храме подчеркивал уникальность храма Христа Спасителя, его высокое значение своеобразного Храма Храмов.

Непрерывная переработка проекта в течение долгого строительства позволяет рассматривать храм Христа Спасителя как памятник искусства, воплотивший наиболее яркие тенденции не только времени утверждения проекта, но и целой половины столетия. Отдельные части храма представляют отдельные этапы художественного процесса. Наиболее ранний этап (1830 - 1850) связан с фасадами. Украшающие их скульптуры - явление более позднее (1846 - 1863). Позднему этапу (1860 - 1880) также соответствуют росписи, церковная мебель и утварь (1870 - начало 1880) (Эскиз блюдо для подношения просфор).

Рис. 8. Интерьер храма Христа Спасителя. Рисунок К. Тона, март 1861 года. Бумага, карандаш.

Проект К.А. Тона возрождает древнюю, средневековую отечественную художественную традицию. Тон стал родоначальником новой эпохи в русском искусстве, автором первого программного сооружения нового направления. По влиянию, оказанному на ход развития отечественной архитектуры, с Тоном не может соперничать ни один из его современников. После создания храма Христа Спасителя по всей России получает распространение строительство церквей в русском стиле.

Весной 1880 года к подножию храма Христа Спасителя, сверкающего золотом куполов и крестов, принесли носилки с восьмидесятилетним стариком. Он хотел подняться, чтобы взойти по ступеням в храм, но не собрался с силами. Так и лежал он с глазами, полными слез.

Остается лишь догадываться о тех чувствах, что испытывал выдающийся зодчий при виде своего главного творения. Знал ли он о той всенародной любви, которой будет окружен храм Христа Спасителя?

Известно лишь одно: Константин Андреевич Тон, человек с душой, исполненной патриотизма и гордости за русский народ, почти пятьдесят лет провел в неустанных трудах по строительству Главного Храма России. Он умер, не дожив совсем немного до освящения своего детища, до того дня, когда под мощными сводами храма Христа Спасителя была провозглашена Вечная Память совершившим ратный подвиг во имя Отчизны, до того дня, когда и его, К.А. Тона, имя с благодарностью было произнесено простыми людьми, преклонившими колена в молитве пред алтарем.

Страницы: 1 2 3 4 

90-е годы
Пути поиска выхода из ситуации привели руководство Сербии к убеждению, что только централизация власти и упразднения ряда полномочий власти краевой сможет нормализовать ситуацию. Серьезной критике подверглись равные отношения между республикой и краями. Доминирующим становилось мнение, что Конституция 1974 г. ослабила Сербию, лишила ее ...

Масштабы и последствия осуществляемых под руководством государственных и партийных органов террористических акций
В январе 1930 года было принято партийное постановление о "сплошной коллективизации и ликвидации кулачеств как класса". Секретным партийным постановлением предусматривалось раскулачивания до 5% крестьянских дворов. У "кулаков" без суда конфисковывалось имущество, их со всей семьей в страшный мороз отправляли в отдале ...

Значение революционной ситуации и отмены крепостного права для проведения Земской реформы
Потребность в создании органов местного самоуправления вполне назрела, как выше показано, еще до отмены крепо­стного права. Но при его сохранении осуществление земской реформы было невозможно. Более 20 миллионов крепостных, лишенных гражданских прав, не могли принимать участие в каких бы то ни было общественных делах, даже непосред­стве ...