Характерно, что все предложения Тона о выборе места для будущего собора обладали одной общей чертой: он предлагает сооружать новый храм на месте уже существующих церквей или монастырей. Выбранное место рядом с Кремлем было очень выигрышное. Стоявшие там церкви (а потом и храм Христа Спасителя) органично вписывались в панораму берегов Москвы-реки, будь то виды со стороны Яузы и Симонова монастыря или с противоположной стороны - от Нескучного сада и Воробьевых гор, от Замоскворечья. С противоположного берега и вдоль Москвы-реки храм Христа Спасителя можно было видеть в сочетании с Кремлем, чему в большой степени способствовало иное, чем сегодня, расположение Большого Каменного моста. Старый Большой Каменный мост и сменивший его в середине ХIХ века новый металлический располагались на другом месте, не как сегодняшний, сооруженный в 1930-е годы. Мост находился выше по Москвы-реки по оси улицы Ленивки, в принципиально ином соотношении с набережной

Полотно моста располагалось с ней на одном уровне. Набережная не прерывалась, как теперь, береговым пролетом моста, не делилась на отдельные отсеки, позволяя воспринять ее как единое целое, как торжественный проспект.

Принимая во внимание, что символика храма Христа Спасителя в целом была ориентирована на выявление связи с соборами Московского Кремля, большим достоинством окончательно выбранного места стал великолепный, открывающийся от храма Христа Спасителя вид на Кремль с соборами, башнями и колокольней Ивана Великого.

Наметившиеся в обществе того времени явные тенденции к поиску национальных форм в литературе, искусстве и общественной жизни пробудили интерес к древностям, к памятникам старины. В них увидели образцы для подражания. Храм Христа Спасителя стал первым церковным сооружением столь большой идейной значимости и грандиозного масштаба, где автор попытался суммировать национальные строительные традиции России, отличные от классицизма. Облик собора говорил о том, что русское зодчество было основано на византийской традиции, о том, как она была преобразована в течение эпохи средневековья владимирскими и московскими мастерами. В то же время он сохранил строгость и симметрию, рожденную "ученым" академическим классицизмом.

Храм Христа Спасителя спроектирован Тоном по образцу восходившего к византийским образцам, наиболее величественного и одновременно традиционного типа древнерусской соборной церкви. Пятикупольный, четырехстолпный, с характерным позакомарным перекрытием каждая перекрытая сводом часть храма получала прямое выражение на фасадах в виде криволинейного завершения. Наряду с этим Тон воспроизводит и ряд второстепенных особенностей древней архитектуры, которые имели важное символическое значение и ассоциировались с совершенно определенными прототипами. К таким элементам относились, например, килевидные очертания закомар, свойственные московским храмам XV - XVI веков (закомары килевидной формы имели Благовещенский собор - домовая церковь московских царей, и церковь Ризоположения, расположенные на Соборной площади Кремля).

Форма главного купола и боковых глав-колоколен также восходит к древнерусским прототипам. Все они имеют характерную для московских храмов XV - XVI веков луковичную форму.

Тон придал храму Христа Спасителя еще одну характерную для древнерусского храма соборного типа особенность - опоясывающую основной объем церкви крытую галерею. В древнерусских храмах она устраивалась более низкой, чем основной объем, придавая тем самым церкви ступенчатый силуэт и ярко выраженную вертикальность общей композиции. В проекте Тона галерея двухярусная. В ней Тон как бы соединил сразу два разновременные, но в равной степени распространенные в древнерусском зодчестве элемента - галереи и хоры (хоры - элемент, распространенный в наиболее древний домонгольский период древнерусского зодчества). Второй (верхний) ярус галереи и служит хорами.

Нижний коридор (галерея) предназначался для описания сражений Отечественной войны 1812 (сражение такое-то, год, месяц и число, командующий войсками такой-то, участвовавшие войска и орудия, имена убитых и раненых в этом сражении офицеров и общее число выбывших из строя нижних чинов). Здесь кроется одно из принципиальных отличий от проекта Витберга, который предполагал увековечить память всех погибших воинов.

При этом Витберг переводил события Отечественной войны 1812 года в контексте христианской и всемирной истории. Он посвятил престолы своего храма основным событиям земной жизни Христа - Рождеству, Преображению и Воскресению. Из них только Рождество Христово соотносилось с тем, в память чего сооружался храм Христа Спасителя - в этот день был обнародован Манифест о строительстве храма.

Страницы: 1 2 3 4

Международная обстановка накануне второй мировой войны.
Развитие Советского Союза в предвоенные годы происходило в сложной международной обстановке. Наличие очагов напряженности в Европе и на Дальнем Востоке, тайная подготовка стран капиталистического мира к второй мировой войне, приход к власти в Германии партии фашистского толка ясно свидетельствовали о том, что международная ситуация акти ...

Производство самолетов
В первой половине 20-х гг. СНК и РВС СССР заключили ряд концессионных договоров с германским акционерным обществом "Юнкерс". Сделка носила исключительно взаимовыгодный характер: советская сторона не только получала прямой доступ к немецким авиационным технологиям, но и при определенных обстоятельствах рассчитывала пополнить с ...

Сравнительный анализ состояния военно-морского флота России и Великобритании. Российский военно-морской флот
Русский военный флот существует с древнейших времен. Военные флотилии появились еще в период образования древнерусского государства. В морском походе Олега на Византию в 907 году участвовало 2 тысячи ладей. С помощью судов с боевой оснасткой русский князь Святослав разгромил хазароиудейский каганат. Но основание регулярного военно-морс ...