Зарождается слой зажиточных общинников. Из них – князья и воины. В условиях родовой общины воевали все те, кто мог держать оружие. В условиях соседской общины появилась возможность содержать войско.

Вот что пишет В. О. Ключевский о начале русской земли: «Повесть о начале Руси сказание о призвании князей из-за моря. По этому сказанию, еще до Рюрика варяги как-то водворились среди новгородцев и соседних с ними племен славянских и финских, кривичей, чуди, мери, веси, и брали с них дань. Потом данники отказались ее платить и прогнали варягов за море. Оставшись без пришлых властителей, туземцы перессорились между собою; не было между ними правды, один род восстал на другой и пошли между ними усобицы. Утомленные этими ссорами, туземцы собрались и сказали: «поищем себе князя, который бы владел нами и судил нас по праву».

Около половины IX в. дружина балтийских варягов проникла Финским заливом и Волховом к Ильменю и стала брать дань с северных славянских и финских племен. Туземцы, собравшись с силами, прогнали пришельцев и для обороны от их дальнейших нападений наняли партию других варягов, которых звали русью. Укрепившись в обороняемой стране, нарубив себе «городов», укрепленных стоянок, наемные сторожа повели себя завоевателями…» (В. О. Ключевский, «Русская история», полный курс лекций в трех книгах, книга первая, Москва, Мысль, 1995, стр. 119 – 121).

«Повесть временных лет» повествует, что государство пришло к славянам. В то время как у славян были все предпосылки для образования государства; почва для его создания была грандиозная

Поэтому норманнская теория о том, что варяги принесли с собой славянам государство неверна. Варяги были призваны в качестве дружины, для порядка, для защиты от набегов степных и других народов. Как сегодня сказали бы: в качестве охраны. Другое дело, что повели они себя по-царски, но это совсем иная тема.

М. В. Ломоносов боролся с норманнской теорией происхождения Русского государства и доказал, что государство на Руси установили прибалтийские славяне, а не варяги.

Русь развивалась своим путем, а норманны стали только гребнем волны, поставив точку в образовании государственности.

«Что разуметь под началом истории какого-либо народа? С чего начинать его историю? Древние греческие и римские писатели сообщают нам о южной степной России ряд известий, неодинаково достоверных, полученных ими через посредство греческих колоний по северным берегам Черного моря от купцов или по личным наблюдениям. До нашей эры разные кочевые народы, приходившие из Азии, господствовали здесь один за другим, некогда киммериане, потом при Геродоте скифы, позднее, во времена римского владычества, сарматы. Около начала нашей эры смена пришельцев учащается, номенклатура варваров в древней Скифии становится сложнее, запутаннее. Сарматов сменили или из них выделились геты, языги, роксаланы, аланы, бастарны, даки…

Эти народы, цепью прошедшие на протяжении веков по южно-русским степям, оставили здесь после себя бесчисленные курганы, которыми усеяны обширные пространства между Днестром и Кубанью. Над этими могильными насыпями…работает археология и открывает в них любопытные исторические указания, пополняющие и проясняющие древних греческих писателей, писавших о нашей стране»… (В. О. Ключевский, «Русская история», Москва, «Мысль», 1995, книга первая, стр. 86 – 87).

Итак:

- «Откуда есть пошла русская земля»?

- От славян.

- Происхождение русской земли?

- Земли от Днепра до Одера, от Вислы до Черного моря.

- Судьба славян?

- Основание государства.

- Происхождение Руси?

- Закономерные процессы образования государства – от родовой общины к политическому устройству с завершением этого процесса призванием варягов.

Страницы: 1 2 3 4 5

Законы Хаммурапи
Правление царя Хаммурапи (1792—1750 гг. до н. э.) ознаменовано созданием сборников законов. Хаммурапи, придавая большое значение законодательной деятельности, притупил к ней в самом начале своего правления. Первая кодификация была создана на втором году правления; это был год, когда царь “установил право стране”. Данная кодификация, к с ...

Государство и церковь
После того как христианство в 313 г. было при­знано государственной религией, церковь перестала быть только духовной общиной, объединяющей со­братьев по вере. В ту эпоху, когда Римская империя стояла на краю гибели, начался процесс превращения церкви в политическую силу, «государство в государ­стве Церковь получала в дар от императоров ...

Историческая оценка Хартии 1215 г.
В переводе с греческого языка слово "хартия" означает "рукописный документ". А распространилось это слово в своем переносном значении - "права", "привилегии". Словом "Хартия" назывались несколько всемирно известных документов. Через них народы боролись за свои права: политические, эко ...