Происхождение и судьба славянСтраница 3
До VII – VIII вв. У славян существовала подсечно-огневая система земледелия, после ее вытеснила пашенная система. В общественном строе древних славян существенную роль играла родовая община. По мере накопления излишков, прибавочного продукта, из родовой общины выделились князья и дружинники – для защиты от внешней опасности, которую приносила славянам степь.
Как расселились славяне? Самые северные славяне ушли на озеро Ильмень – славяне ильменские. Стояли они некоторым образом особняком на территории Новгорода. У них были никудышные земли, но зато богатый лес и мягкий климат. Лес давал пушнину, мед, грибы, ягоды. Славяне ильменские более других контактировали с другими племенами.
Другое скопление славян сложилось на Днепровской речной системе, так как реки, во-первых, были в то время – дорогой, а во-вторых, по ним было удобно создавать города-крепости.
Другие славяне расселились по Волжско-Окской речной системе. Из этих племен после ига выйдет три народности: украинская, русская и белорусская.
Особую роль в истории восточных славян играли скифы и Византия. С ними были внешние сношения, что подтверждают данные археологических раскопок.
Некоторые историки считают скифов прямыми предками славян.
Именно славяне Днепровской речной системы (поляне, северяне, древляне) сыграли впоследствии главенствующую роль в объединении восточных славян и образовании государства Русь.
Интересно происхождение названия Русь. Об этом тоже есть у ученых разные гипотезы. Большинство склоняется к тому, что Русь (Россь) – это название реки.
«…Сведения доказывают, что пруссы и варяги-русь жили в ближайшем соседстве. И таким соседством оказалась река Неман: пруссы жили на западном ее берегу, а варяги-русь, а точнее русь, руссы или русичи, - на восточном… варяги-русь Рюрик, Синеус и Трувор со своими родами пришли с правого берега реки Русс (Неман), с территории, называемой Русской землей, и принесли с собой название «Русь» и «Русская земля» в район Чудского озера, озера Ильмень и Белоозера. Иначе говоря, «русь» пришли к «словенам»… (В. П. Семин, «Русская история: проблемы и спорные вопросы», Москва, Академический Проект, 2007, стр. 33-34).
Из арабских источников известно, что еще до Киевской Руси у восточных славян были три политических объединения – Куяба, Славия и Артания.
«По мнению Б. А. Рыбакова основание Киева «знаменовало сложение поляновского союза, то есть начало его существования». Видимо, с этим событием связана легенда о Кие – основателе города Киева. Таким образом, названия племен, которые нам известны из «Повести временных лет», на самом деле представляли собой уже сложившиеся племенные союзы мелких родственных племен, количество которых достигало 150 – 200». ( «История России», под ред. А. Ф. Васильева, В. А. Потатурова, Москва, Академический Проект, 2005).
Еще до призвания варягов к славянам, у славянских племен был свой общественно-хозяйственный строй. Племена объединялись в племенные союзы, а состояли из общин. Община была родовой. В ней была коллективная собственность на средства производства – на скот, утварь и землю. Личность растворялась в обществе. Производство было – от каждого по возможности. Распределение – каждому по потребности.
Славяне были земледельцами. У них не было смертной казни, но был изгой.
Прошло время. Родовая община стала соседской. Тут уже земля по-прежнему общинная, но орудия труда, скот, жилище – все закрепляется за семьей. С урожая часть идет в общину, а часть – себе. Появляется возможность имущественного неравенства. Все это очень длительный процесс – обогащения и обеднения семей – буквально из поколения в поколение. Наиболее быстро этот процесс идет там, где плодородная земля.
Проблема путей развития крестьянского хозяйства в научной и
общественно-политической мысли 20-х гг.
Чтобы лучше понять истоки и природу колхозной истории, есть необходимость в общих чертах охарактеризовать состояние отечественной общественно-политической мысли по вопросу о судьбах мелкого крестьянского хозяйства в связи с реализацией курса на форсированную индустриализацию. В рядах партии сталинской Ставке на «революцию сверху» в каче ...
Образ н. М. Ядринцева в культурной памяти россиян ХХ – начала XXI вв.. Культурная память как
исследовательская категория
В современной литературе достаточно разнообразна терминология, связанная с памятью. Можно встретить такие варианты, как "индивидуальная память", "культурная память", "историческая память", "социальная память", "персональная память", "групповая память", "память детства" ...
Предательство меньшевиков
Меньшевики на своей конференции приняли оппортунистические решения, которые вели к дезорганизации пролетариата. Меньшевики считали революцию буржуазной и поэтому роль гегемона в ней отводили буржуазии. Они отрицали необходимость военно-технической подготовки восстания и союза рабочего класса с крестьянством. Меньшевики были против участ ...