В 1808 году вышла в свет работа Густава Эверса (1781-1830), младшего современника Карамзина. «Работа была написана на немецком языке, как и все последующие труды этого ученого. В противовес сторонникам норманнской теории происхождения русского государства, которую принимал и Карамзин, Эверс считал, что народ Русь – хазарского происхождения и первоначально жил в Северном Причерноморье, «Черноморская Русь». («История России» под редакцией А. Ф. Васильева, В. А. Потатурова, Москва, «Академический Проект», 2005, стр. 17).

Доподлинно известно согласно летописям и по данным археологических раскопок, что в VI –IX вв. н. э. было несколько славянских племен: «Поляне жили в лесостепи по среднему течению Днепра (Киев). К северу от них, между устьями рек Десны и росси, жили северяне (Чернигов). К западу от полян, на правобережье Днепра, «седеша в лесах» древляне. К северу от древлян, между реками Припятью и Западной Двиной, расселились дреговичи (от слова «дрягва» - болото), которые по западной Двине соседствовали с полочанами (от реки Полота – притока Западной Двины). К югу от реки Буг располагались бужане и волыняне, как считают некоторые историки – потомки дулебов. Междуречье Прута и Днепра населяли уличи. Между Днепром и Южным Бугом жили тиверцы. По рекам Оке и Москва располагались вятичи; на запад от них жили кривичи; по реке Сожь и ее притокам – радимичи. Северную часть западных склонов Карпат занимали белые хорваты. Вокруг озера Ильмень жили ильменские словене (Новгород)». ( «История России», А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина, «Проспект», Москва, 2002, стр. 16).

В византийских источниках известия о славянах встречаются довольно часто, особенно в сочинениях Прокопия Кесарийского и Маврикия Стратега. В этих источниках славяне встречаются под названием анты, венеды и склавины («словяне»). Согласно одной теории название «словяне» произошло от слова «слово», то есть славяне - это те, кто обладает даром речи в отличие от «немцев» - «немых». Есть и другая теория: что слово «словяне» произошло от «съли» - в значении «послы» или «представители» (имелось ввиду венеды). То есть первая часть слова и вторая означает «представители венедов».

В. О. Ключевский отмечает, что в истории и жизни древних славян сыграли большую роль природные стихии: река, лес и степь. Маврикий Стратег пишет, что славяне «сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе. Их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране». Славяне, по словам Прокопия Кесарийского, «не управляются одним человеком и живут в народоправстве». («История России», под редакцией А. Ф. Васильева, В. А. Потатурова, Москва, «Академический Проект», 2005, стр. 35).

У славян на самом деле были предпосылки образования древнерусского государства. Византийские и арабские источники дают сведения о славянах, как о мирном населении, довольно миролюбивом.

В науке имеется мнение, что еще в III – II тыс. до н. э. на территории от Эльбы и Одера до Дуная и Черноморья обитали протославяне – предки славян. Во времена великого переселения народов славяне перемешались с ближайшими соседями – финно-уграми (занимали территорию современной Москвы, Ярославля), чудью, мерой, весью, балтами, корелами, гуннами, коми, пермяками и другими народами.

«Повесть временных лет» дает сведения о том, что еще до появления Рюрика, Синеуса и Трувора, на славянской земле, на территории полян (восточная ветвь славян) имелся город-крепость, которым правили, потомки братьев Кия, Щека и Хорива – основателей города. Они платили непосильную дань хазарам.

«Византийские историки пишут, что славяне были храбрыми воинами и имели особенное искусство владения оружием – мечами, дротиками, стрелами, намазанных ядом». («История и культура Отечества», под редакцией В. В. Гуляевой, Москва, «Академический проект», 2007, стр. 18).

Страницы: 1 2 3 4 5

Деятель культуры
Мы, конечно, употребляем эти слова в надежде, что ассоциации, связанные с сочетанием слов «деятели советской культуры», в настоящее время забыты. Разъяснять смысл термина лучше всего на примерах, и пусть первым примером деятеля культуры будет Платон. Деятель культуры тратит свою жизнь на то, чтобы создавать явления культуры, но для это ...

Истоки «Европейского чуда»: Рождение капитализма
Западная Европа - первая цивилизация, в кото­рой зародились, обрели силу и в конце концов одержа­ли победу новые буржуазные отношения, то есть совершился еще один формационный сдвиг - от фе­одализма к капитализму. Впервые они появились в крупных торговых городах Италии (таких, как Фло­ренция, Генуя) еще в конце XIV в., в XV-XVI вв. рас­ ...

История возникновения Ташкента
Уже давно сказано, что город необходимо изучать не только по письменным источникам, но и привлекая всю совокупность его материальных проявлений прежде всего. Археологические изыскания дали ученым большой материал. Комплексный метод применялся и при изучении Ташкента. Скудные данные письменных источников пополнялись археологическими, ист ...