В 1808 году вышла в свет работа Густава Эверса (1781-1830), младшего современника Карамзина. «Работа была написана на немецком языке, как и все последующие труды этого ученого. В противовес сторонникам норманнской теории происхождения русского государства, которую принимал и Карамзин, Эверс считал, что народ Русь – хазарского происхождения и первоначально жил в Северном Причерноморье, «Черноморская Русь». («История России» под редакцией А. Ф. Васильева, В. А. Потатурова, Москва, «Академический Проект», 2005, стр. 17).

Доподлинно известно согласно летописям и по данным археологических раскопок, что в VI –IX вв. н. э. было несколько славянских племен: «Поляне жили в лесостепи по среднему течению Днепра (Киев). К северу от них, между устьями рек Десны и росси, жили северяне (Чернигов). К западу от полян, на правобережье Днепра, «седеша в лесах» древляне. К северу от древлян, между реками Припятью и Западной Двиной, расселились дреговичи (от слова «дрягва» - болото), которые по западной Двине соседствовали с полочанами (от реки Полота – притока Западной Двины). К югу от реки Буг располагались бужане и волыняне, как считают некоторые историки – потомки дулебов. Междуречье Прута и Днепра населяли уличи. Между Днепром и Южным Бугом жили тиверцы. По рекам Оке и Москва располагались вятичи; на запад от них жили кривичи; по реке Сожь и ее притокам – радимичи. Северную часть западных склонов Карпат занимали белые хорваты. Вокруг озера Ильмень жили ильменские словене (Новгород)». ( «История России», А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина, «Проспект», Москва, 2002, стр. 16).

В византийских источниках известия о славянах встречаются довольно часто, особенно в сочинениях Прокопия Кесарийского и Маврикия Стратега. В этих источниках славяне встречаются под названием анты, венеды и склавины («словяне»). Согласно одной теории название «словяне» произошло от слова «слово», то есть славяне - это те, кто обладает даром речи в отличие от «немцев» - «немых». Есть и другая теория: что слово «словяне» произошло от «съли» - в значении «послы» или «представители» (имелось ввиду венеды). То есть первая часть слова и вторая означает «представители венедов».

В. О. Ключевский отмечает, что в истории и жизни древних славян сыграли большую роль природные стихии: река, лес и степь. Маврикий Стратег пишет, что славяне «сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе. Их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране». Славяне, по словам Прокопия Кесарийского, «не управляются одним человеком и живут в народоправстве». («История России», под редакцией А. Ф. Васильева, В. А. Потатурова, Москва, «Академический Проект», 2005, стр. 35).

У славян на самом деле были предпосылки образования древнерусского государства. Византийские и арабские источники дают сведения о славянах, как о мирном населении, довольно миролюбивом.

В науке имеется мнение, что еще в III – II тыс. до н. э. на территории от Эльбы и Одера до Дуная и Черноморья обитали протославяне – предки славян. Во времена великого переселения народов славяне перемешались с ближайшими соседями – финно-уграми (занимали территорию современной Москвы, Ярославля), чудью, мерой, весью, балтами, корелами, гуннами, коми, пермяками и другими народами.

«Повесть временных лет» дает сведения о том, что еще до появления Рюрика, Синеуса и Трувора, на славянской земле, на территории полян (восточная ветвь славян) имелся город-крепость, которым правили, потомки братьев Кия, Щека и Хорива – основателей города. Они платили непосильную дань хазарам.

«Византийские историки пишут, что славяне были храбрыми воинами и имели особенное искусство владения оружием – мечами, дротиками, стрелами, намазанных ядом». («История и культура Отечества», под редакцией В. В. Гуляевой, Москва, «Академический проект», 2007, стр. 18).

Страницы: 1 2 3 4 5

Археологические съезды: основатели и цели
Разумеется, для рассмотрения моей темы нельзя не остановиться на собственно самих археологических съездах, истории их основания. Археологические съезды стали детищем Московского археологического общества, во главе которого стоял граф Алексей Сергеевич Уваров. Открывая первое заседание Московского археологического общества, граф Уваров ...

Кровавое воскресенье
По прежнему в России сохранялось общинное землевладение. Крестьяне не имели право отказаться от полученной земли. В общине существовала круговая порука, происходили переделы земли на основе уравнительного землепользования. Кроме того, община диктовала сроки сельхозработ. Сохранялась система отработков. Все это безусловно сказывалось на ...

Ренессанс: победы и трагедии индивидуализма
Культура Ренессанса зародилась в Италии во вто­рой половине XIV в. и продолжала развиваться на про­тяжении XV и XVI вв., постепенно охватывая одну за другой все страны Европы. Современники воспринимали эту эпоху как «светлый» век, как пробуждение от «тьмы» средневековья. Само название «средние ве­ка» появилось именно тогда. Древняя Грец ...