На террритории современного Казахстана с XV века существовало Казахское ханство, которое в зависимости от географических и экономических условий делилось на три обособленных района: Семиречье, Центральный Казахстан и Западный Казахстан. Эти районы в то время назывались жузами (Старший, Средний и Младший). На территории этих жузов образовывались самостоятельные ханства.

Пастбищно-кочевое скотоводство долгие годы было ведущей отраслью хозяйства казахов, земледелие было развито слабо. Широкое распространение получили домашние промыслы, ремесло развивалось медленно. В первой половине XIX века в экономике края происходили серьезные изменения, развивались торговые отношения. Отсюда в Россию отправлялись продукты животноводства, из России ввозились хлеб и промышленные изделия.

Феодальные межусобицы, гнет кокандских и хивинских ханов дестабилизировали общую ситуацию в казахских землях. Россия рассматривала эти территории как важный плацдарм для проникновения в Среднюю Азию и в середине XIX века предприняла военные и политические акции для присоединения казахских ханств к империи. Политика России в регионе носила колонизаторский характер, хотя местному населению было гораздо спокойнее находиться под защитой крупного государства. В 60-е годы XIX века завершилось присоединение казахских земель к России

В 60-70-е годы XIX в. первостепенное значение для России имел среднеазиатский рынок. Средняя Азия была важным рынком сбыта промышленной продукции России, особенно изделий из железа, хлопчатобумажных тканей, сахара. Из Средней Азии в Россию шли хлопок, шелковые изделия, красители. Средняя Азия открывала двери для торговых связей России с Афганистаном, Индией, Ираном, Китаем.

Территорию Средней Азии населяли казахи, киргизы, туркмены, каракалпаки, узбеки, таджики и другие народы, которые в начале XIX в. находились на стадии разложения родового строя и постепенного формирования феодальных отношений. Большинство из них вело кочевую жизнь скотоводов. Узбеки и таджики занимались земледелием, ремеслом, торговлей. В экономическом и политическом отношении народы Средней Азии были крайне отсталыми.

Из феодальных государств выделялись Кокандское, Хивинское, Бухарское. Для всех среднеазиатских государств была характерна внутренняя раздробленность, поэтому частым явлением были войны

После завоевания Индии, Афганистана активизировалась деятельность Англии в Средней Азии. В 50-е годы Англия попыталась объединить среднеазиатские ханства против России, однако эта акция по-терпелакрах.

В условиях экспансии на Среднем Востоке; экономического и политического проникновения в Среднюю Азию, Россия была заинтересована в сближении со среднеазиатскими ханствами. В 1864 г. русские войска вступили в Кокандское ханство и овладели городами Чимкент, Ташкент. В1868 г. был заключен торговый договор России с кокандским ханом.

Царское правительство направило свои войска в Бухару, используя вмешательство бухарского эмира в борьбу, которая велась в Кокандском ханстве. В мае 1868 г. русские войска овладели Самаркандом п приблизились к Бухаре. Бухарский эмир вьнужден был прекратить борьбу и заключить договор с Россией, по которому эмират становился вассалом России и русским купцам предоставлялось право свободной торговли.

Страницы: 1 2

Политика в Средней Азии
К началу XX в. Средняя Азия стала основным поставщиком хлопка для российской промышленности[14]. Присоединение Средней Азии сопровождалось колонизацией земель. В среднем ежегодно сюда переселялось около 50 тыс. человек. Политическая стабильность региона, наличие свободных земель и сравнительно невысокие налоги привлекли сюда жителей из ...

Артиллерия
Накануне войны артиллерия Красной Армии состояла из войсковой артиллерии и артиллерии Резерва Главного Командования (РГК). Первая, сведенная в полки и дивизионы, предназначалась для огневой поддержки частей Красной Армии и была включена в штатную структуру укрепрайонов, стрелковых и воздушно-десантных бригад, стрелковых, танковых, механ ...

Великий железный путь
Временем зарождения идеи рельсовых дорог на восточной окраине России принято считать 50-е годы XIX века, когда граф Муравьев-Амурский, генерал-губернатор Восточной Сибири, надумал строить железную дорогу от Татарского пролива до реки Амур. Примерно в это же время стало появляться немалое число проектов железных и конно-железных дорог в ...