Второй вариант использования термина подразумевает только окончание процесса призвания князя: в 1179 г. новгородцы пригласили князя Романа Смоленского, который "прiиде на Федоровъй недъли въ Новъгородъ, и въ соборную недълю сяде на княженiи въ Новъгородъ"[38]. Совершенно очевидно, что призвание князя и его посажение были разновременными событиями.

В описании М.С. Грушевского, "настолованiе обыкновенно происходило въ одномъ изъ княжескихъ дворцовъ, особенно на Ярославлъ дворъ"[39]. По мнению С.А. Таракановой, псковское "настолование" осуществлялось в церкви: "…в Троицком соборе совершался торжественный обряд посажения нового псковского князя на княжеский стол…"[40].Е. Болховитинов предлагал альтернативные процедуры: псковских князей "…приводили к присяге Пскову и сажали на Княжескiй Престолъ по большей части въ Троицкомъ Кафедральномъ Соборъ, а иногда и на Въчъ"[41].

Представляется, что посажение - отнюдь не камеральный процесс. Летописец прямо указывает на участие в нем населения в 1138 г. "…събра множество людей пресвященный Михаилъ митрополитъ, и посадиша князя Вячеслава Володимерича на великомъ княжьствъ въ Кiевъ, на столъ отца его Владимера…"[42]. Хотя в данном случае престол передан по наследству, нет оснований полагать, что процедура посажения избранного князя существенно отличалась.

Косвенно на вечевой характер завершающих процедур указывает описание прихода в Новгород в 1230 г. князя Ярослава Всеволодовича. Новгородцы "срътоша его честно, и сотвориша вече, и утвердиша его крестнымъ целованiем на грамотахъ на всъхъ Ярославлихъ и на всей воли Новогородцкой"[43]. Вряд ли посажение было отделено от ряда и крестоцелования.

Круг субъектов завершающего этапа выборов можно разделить по стадиям. Участие в торжественной встрече мог принять любой житель города и пригорода, если речь шла о встрече "у ворот города". В число встречавших за несколько дней пути до города входили лишь специально отряженные люди. Состав участвующих в процедуре "укрепления" князя - заключении договора, крестоцеловании и посажении - идентичен вечевому.

Таким образом, процесс призвания князя начинался на вече и, по всей видимости, заканчивался вечем или подобным вечу сходом.

Исследование практики избрания князя в Русском государстве позволяет отметить ряд закономерностей, в большей или меньшей степени характерных практически для любых выборов правителя на различных территориях русского княжения. Во-первых, решение вопроса об изгнании (замене) и приискании (согласии принять) нового князя находится в сфере вечевой компетенции. Во-вторых, если даже князь ждет решения веча у ворот города, к нему отправляют посольство. В-третьих, приобретение статуса правителя сопровождается ритуальными действиями, "укрепляющими" его на столе.

Страницы: 1 2 

II и III пятилетки индустриализации на территории Казахстана
II пятилетка отличалась от первой более широкими масштабами строительства: первая - 1500 предприятий, а вторая - 4500 предприятий. А также отличалась более широким диапазоном отраслей. Лозунгами первых пятилеток были: “техника решает всё!” “кадры решают всё!” Большое внимание в годы первых пятилеток уделялось подготовке кадров. В на ...

Формы и методы работы партийных органов в осуществлении репрессивных акций
Особого внимания заслуживают объявленная и готовившаяся, но впоследствии отмененная указаниями “сверху” операция весны 1932г. по “высылке кулаков”. Известный историк И.Е.Зеленин связывает попытку нового силового давления на деревню в начале 1932г. тем, что в этот период в целом по стране вновь начался массовый отлив из колхозов, пик кот ...

Предпосылки Земской реформы. Состояние местного хозяйства и управления в 40—60-е годы XIX века
Устройство земского самоуправления вызывалось и определялось потребностями капиталистического развития страны, развития земледелия, промышленности, торговли, путей сооб­щения, ростом народонаселения. Экономическое развитие уве­личило старые потребности, выдвинуло новые. Оно усложни­ло и умножило административные деда. Бюрократическая, ч ...