Историческая оценка Хартии 1215 г.
В переводе с греческого языка слово "хартия" означает "рукописный документ".
А распространилось это слово в своем переносном значении - "права", "привилегии".
Словом "Хартия" назывались несколько всемирно известных документов.
Через них народы боролись за свои права: политические, экономические, социальные, гражданские.
Историческое значение Хартии Вольностей наиболее ярко проявилось в последующие эпохи, но с самого своего появления Хартия была символом протеста народа против притеснений власти, и каждое последующее поколение использовало её как гарантию соблюдения прав личности.
Отойдя от реальной исторической почвы, на которой Хартия взросла и утвердилась, возникает своеобразный идеологический феномен: история Хартии становится историей ее истолкований, преследующих политические цели.
Среди историков и государствоведов до сих пор нет единого мнения относительно оценки Великой Хартии Вольностей 1215 года.
Историк Д.М. Петрушевский усматриваюет в Хартии победу феодальной реакции.
Великая хартия отразила соотношение социально-политических сил в Англии начала XIII в., и прежде всего компромисс короля и баронов.
Политические статьи Хартии свидетельствуют о том, что бароны стремились сохранить часть своих иммунитетов и привилегий, поставив осуществление отдельных прерогатив центральной власти под свой контроль или ограничив их использование в отношении феодальной верхушки.
Судьба Хартии отчетливо продемонстрировала бесперспективность баронских претензий и необратимость процесса государственной централизации Англии.
Через несколько месяцев после окончания конфликта Иоанн Безземельный, опираясь на поддержку папы, отказался от соблюдения Хартии.
В дальнейшем короли неоднократно подтверждали Хартию (1216, 1217, 1225, 1297 годы), однако из нее было изъято более 20 статей, в том числе 12, 14 и 61-я.
Из политических институтов, предусмотренных "баронскими" статьями Хартии, более или менее утвердился Большой совет королевства, имевший совещательные функции и состоявший из крупных феодальных магнатов.
В середине XIII в. он часто именовался "парламентом".
Однако такой "парламент" не был ни сословным, ни представительным учреждением.
Истоки «Европейского чуда»: Рождение капитализма
Западная Европа - первая цивилизация, в которой зародились, обрели силу и в конце концов одержали победу новые буржуазные отношения, то есть совершился еще один формационный сдвиг - от феодализма к капитализму. Впервые они появились в крупных торговых городах Италии (таких, как Флоренция, Генуя) еще в конце XIV в., в XV-XVI вв. рас ...
Развитие культуры и просвещения в XVIII веке
Проведенные реформы способствовали и подъему русской культуры края. Казань стала центром просвещения и культуры в регионе.
В 1771 году были открыты два больших медресе – Ахуновское и Апанаевское, а в 1780 году – медресе «Усмания». В Казани жили и творили просветитель М.И. Веревкин (1732–1795), поэты Г.П. Каменев (1772–1803) и Г.Р. Держ ...
Формы и методы работы партийных органов в
осуществлении репрессивных акций
Особого внимания заслуживают объявленная и готовившаяся, но впоследствии отмененная указаниями “сверху” операция весны 1932г. по “высылке кулаков”. Известный историк И.Е.Зеленин связывает попытку нового силового давления на деревню в начале 1932г. тем, что в этот период в целом по стране вновь начался массовый отлив из колхозов, пик кот ...
