На местах стала создаваться единая система управления. Сбор налогов на местах ранее поручался боярам-кормленщикам, бывшим фактически правителями отдельных земель. В их личное распоряжение поступали все средства, собранные сверх необходимого, то есть они "кормились" за счет управления землями. В 1556 г. система кормления была отменена. На местах управление (сыск и суд по особо важным государственным делам) было передано в руки губных старост (губа-округ), избиравшихся из местных дворян, из числа зажиточных слоев среди черносошного населения, там, где не было дворянского землевладения, и городовых приказчиков, "излюбленных голов" (старост) - в городах. Таким образом, в середине XVI в. сложился аппарат государственной власти в форме сословно-представительной монархии.

Ивану IV нужно было укрепить социальную, военную опору власти - дворянство. Нужны были какие-то особые меры. К ним и прибегнул Иван IV позднее, когда обрел большую уверенность после крупных внешнеполитических успехов. Реформы Грозного в условиях России с ее крепостническим правом, с ее посадским населением городов, придавленным боярством, эти реформы приобрели своеобразные деспотические черты[3].

Опричнина оставила по себе черную память в народе. Она была задумана Иваном IV после того, как первые успехи в Ливонской войне сменились неудачами и он обрушил свой гнев на бояр.

5 января 1565 г. Иван IV объявил о введении особого (опричного) управления на значительной, притом экономически развитой, части страны; другая часть, где порядки сохранились прежние, объявлялась земщиной. Все вотчинники и помещики на опричной части, если они не зачислялись в опричнину, лишались своих владений и получали возмещение в других местах. Из доверенных царю людей формировался опричный корпус.

Все неугодные Ивану IV князья, церковные сановники, бояре во время опричнины, которая продолжалась восемь лет и была пронизана террором, насилием, клеветой, истреблялись, шли в ссылку или принудительно постригались в монахи[4]. Сам Иван IV, человек разнузданный и болезненно подозрительный, участвовал со своими приспешниками Малютой Скуратовым, Богданом Бельским и им подобными в кровавых оргиях, слухи о которых сеяли ужас. В припадке ярости он смертельно ранил своего старшего сына Ивана. Опричники в поисках крамолы разоряли хоромы и поместья бояр, причем от пыток и казней погибали тысячи ни в чем не повинных крестьян и горожан. Заподозрив в измене Новгород, царь предпринял на него настоящий поход, опустошив по пути Тверь, Торжок и другие города. И все это в то время, когда шла изнурительная война за Ливонию. Новгород был совершенно разграблен за те пять недель, что опричники свирепствовали в нем, они сотнями топили горожан в Волхове.

Безусловно, и княжеский, и боярский, и новгородский сепаратизм стоял на пути упрочения России, и с переходом в руки опричного дворянства обширных вотчинных и государевых земельных фондов крепостники-помещики окрепли. Но какой ценой? Целые районы пришли в запустение, которое к концу правления Грозного вылилось в подлинный хозяйственный кризис, когда в Московском уезде пустовало свыше 81%, а вокруг Новгорода и Пскова - более 90% земель[5].

Опричнина, проводимая с помощью кровавого средневекового деспотизма, децентрализации страны и войска, при расхищении национального достояния вела Россию к военно-политическому провалу. В 1572 г. опричнина была отменена. Разорением и кабальной зависимостью от новых господ поплатился народ за опричную реформу. В правление Бориса Годунова (1584-1605) продолжалась начатая Грозным политика "заповедных лет", т.е. тех лет, когда вопреки закону о Юрьевом дне крестьянам запрещалось менять владельцев; беглых же крестьян государственный сыск возвращал их прежним господам; резко ухудшилось и положение холопства.

Страницы: 1 2 3

XX съезд КПСС и его историческое значение. Дальнейшее развитие колхозного строя и реорганизация МТС
Историческое значение XX съезда КПСС. 14 февраля 1956 года в Москве открылся XX съезд Коммунистической партии Советского Союза. Съезд единодушно одобрил политическую линию и практическую деятельность ЦК за отчётный период. Мероприятия партии и правительства в области экономики обеспечили дальнейший рост могущества СССР, новый мощный под ...

Культурная миссия Русского зарубежья
Эмигранты всегда были против властей на их родине, но всегда горячо любили свою родину и отечество и мечтали туда вернуться. Они сохранили русский флаг и правду о России. Истинно русская литература, поэзия, философия и вера продолжала жить в Зарубежной Руси. Основная цель была у всех «донести свечу до родины», сохранить русскую культуру ...

Личность
Сукарно (Sukarno), настоящее имя - Кусно (6.6.1901, Сурабая - 21.6.1970, Джакарта). Родился на восходе солнца в 1901 году в городе Сурабае. Сын школьного учителя, выходца из яванского аристократического рода Радена Сукеми Сосродихарджо и балийки Иды Ньоман Рай. С происхождением вождю повезло. Отец-яванец вел род от султанов, а мать прои ...