Будущий царь рос в среде придворных интриг и борьбы сильных боярских семей и группировок за власть. "Мне же осмому лету от рожениях тогда преходящу",-писал впоследствии Иван, - и тогда подвластные князья и бояре "царьство безо владетеля обретоша" и "ринушася богатству и славе, и тако наскочиша друг на друга. И елико тогда сотвориша!". Он наблюдал, как расхищается государева земля, нередко сам становился очевидцем и участником кровавых распрь. Царь видел ясно то, о чем повествуют летописи и публицисты, - боярское самовластье ожесточило простой народ: крестьяне постоянно пребывают "в скорбных волнениях", прежде из горожан государевы наместники "пиша [пили] крови много"[1], но теперь гнев повсюду прорывался наружу.

Когда 17-летний Иван IV был венчан на царство (16 января 1547 г), едва ли кто из окружавших его бояр имел представление о том, каким путем укрепит молодой государь авторитет своего нового царского титула. Народные выступления показали, что страна нуждается в реформах. Дальнейшее развитие страны требовало укрепления государственности, централизации власти. Иван IV вступил на путь структурных реформ.

В январе 1547 г. Иван IV, достигнув совершеннолетия, официально венчался на царство. Из рук московского митрополита Иван IV принял регалии царской власти. Церковь как бы утверждала божественное происхождение царской власти, но в то же время усиливала свой авторитет. Отныне великий князь московский стал называться царем. Власть царя передавалась по наследству.

В период, когда складывалось централизованное государство, а также во время междуцарствий и внутренних распрей, роль законодательного и совещательного органа при великом князе, а позднее при царе играла дума. Во время царствования Ивана IV почти втрое был расширен состав Боярской думы, с тем, чтобы ослабить в ней роль боярской аристократии.

Возвышение авторитета царской власти, усиление духовенства и складывание мощного поместного землевладения привели к возникновению нового органа господствующего класса - Земского собора. Земские соборы собирались нерегулярно и занимались решением важнейших государственных дел, прежде всего вопросами внешней политики. В период бесцарствий на Земских соборах избирались новые цари.

Первый Земский собор был созван в 1549 г. Он принял решение составить Судебник (утвержден в 1550 г) и сформулировал программу реформ середины XVI в. По подсчетам специалистов, состоялось более 50 Земских соборов. В состав Земских соборов входили Боярская дума, освященный собор - представители высшего духовенства. На многих совещаниях Земских соборов присутствовали также представители дворянства и верхушки посада[2].

Еще до реформ середины XVI в. отдельные отрасли государственного управления отдельными территориями стали поручаться ("приказываться", как тогда называли) боярам. Так появились первые приказы-учреждения, ведавшие отраслями государственного управления или отдельными регионами страны. В середине века действовало уже два десятка приказов. Военными делами руководили Разрядный приказ (ведал поместным войском), Пушкарский (артиллерией), Стрелецкий (стрельцами), Оружейная палата. Иностранными делами ведал Посольский приказ. Государственными финансами - приказ Большой приход. Государственными землями, раздаваемыми дворянам, - Поместный приказ. Были приказы, ведавшие определенными территориями, - приказ Сибирского дворца, Казанского дворца и т.д.

Во главе приказа стоял боярин или дьяк - крупный чиновник. Приказы ведали управлением, сбором налогов и судом. С усложнением задач государственного управления росло число приказов. Ко времени петровских преобразований в начале XVIII в. было около 50. Оформление приказной системы позволяло централизовать управление страной.

Страницы: 1 2 3

Культурная миссия Русского зарубежья
Эмигранты всегда были против властей на их родине, но всегда горячо любили свою родину и отечество и мечтали туда вернуться. Они сохранили русский флаг и правду о России. Истинно русская литература, поэзия, философия и вера продолжала жить в Зарубежной Руси. Основная цель была у всех «донести свечу до родины», сохранить русскую культуру ...

Подъем революционного движения.
Наряду с либеральной оппозицией, действовавшей легально на территории империи, а также в эмиграции (здесь особым вли­янием продолжали пользоваться вожди реформаторского движе­ния 1898 г. Кан Ювэй и Лян Цичао), не оставляли надежд до­биться свержения маньчжурской деспотии и деятели революци­онного движения во главе с Сунь Ятсеном. После ...

Погребальный обряд кочевников
Пожалуй, ни к какому другому из кочевых племен региона время не было так благосклонно, как к печенегам. Во-первых достоверные археологические памятники печенегов в Приуралье сейчас известны, а главное- территориально они располагаются там, где зафиксировали печенегов сразу 2 средневековых путешественника – Ал Идриси, а до него, в начале ...