Будущий царь рос в среде придворных интриг и борьбы сильных боярских семей и группировок за власть. "Мне же осмому лету от рожениях тогда преходящу",-писал впоследствии Иван, - и тогда подвластные князья и бояре "царьство безо владетеля обретоша" и "ринушася богатству и славе, и тако наскочиша друг на друга. И елико тогда сотвориша!". Он наблюдал, как расхищается государева земля, нередко сам становился очевидцем и участником кровавых распрь. Царь видел ясно то, о чем повествуют летописи и публицисты, - боярское самовластье ожесточило простой народ: крестьяне постоянно пребывают "в скорбных волнениях", прежде из горожан государевы наместники "пиша [пили] крови много"[1], но теперь гнев повсюду прорывался наружу.

Когда 17-летний Иван IV был венчан на царство (16 января 1547 г), едва ли кто из окружавших его бояр имел представление о том, каким путем укрепит молодой государь авторитет своего нового царского титула. Народные выступления показали, что страна нуждается в реформах. Дальнейшее развитие страны требовало укрепления государственности, централизации власти. Иван IV вступил на путь структурных реформ.

В январе 1547 г. Иван IV, достигнув совершеннолетия, официально венчался на царство. Из рук московского митрополита Иван IV принял регалии царской власти. Церковь как бы утверждала божественное происхождение царской власти, но в то же время усиливала свой авторитет. Отныне великий князь московский стал называться царем. Власть царя передавалась по наследству.

В период, когда складывалось централизованное государство, а также во время междуцарствий и внутренних распрей, роль законодательного и совещательного органа при великом князе, а позднее при царе играла дума. Во время царствования Ивана IV почти втрое был расширен состав Боярской думы, с тем, чтобы ослабить в ней роль боярской аристократии.

Возвышение авторитета царской власти, усиление духовенства и складывание мощного поместного землевладения привели к возникновению нового органа господствующего класса - Земского собора. Земские соборы собирались нерегулярно и занимались решением важнейших государственных дел, прежде всего вопросами внешней политики. В период бесцарствий на Земских соборах избирались новые цари.

Первый Земский собор был созван в 1549 г. Он принял решение составить Судебник (утвержден в 1550 г) и сформулировал программу реформ середины XVI в. По подсчетам специалистов, состоялось более 50 Земских соборов. В состав Земских соборов входили Боярская дума, освященный собор - представители высшего духовенства. На многих совещаниях Земских соборов присутствовали также представители дворянства и верхушки посада[2].

Еще до реформ середины XVI в. отдельные отрасли государственного управления отдельными территориями стали поручаться ("приказываться", как тогда называли) боярам. Так появились первые приказы-учреждения, ведавшие отраслями государственного управления или отдельными регионами страны. В середине века действовало уже два десятка приказов. Военными делами руководили Разрядный приказ (ведал поместным войском), Пушкарский (артиллерией), Стрелецкий (стрельцами), Оружейная палата. Иностранными делами ведал Посольский приказ. Государственными финансами - приказ Большой приход. Государственными землями, раздаваемыми дворянам, - Поместный приказ. Были приказы, ведавшие определенными территориями, - приказ Сибирского дворца, Казанского дворца и т.д.

Во главе приказа стоял боярин или дьяк - крупный чиновник. Приказы ведали управлением, сбором налогов и судом. С усложнением задач государственного управления росло число приказов. Ко времени петровских преобразований в начале XVIII в. было около 50. Оформление приказной системы позволяло централизовать управление страной.

Страницы: 1 2 3

Окончание войны в Алжире.
Только в Алжире все еще шла война. Французские и алжирские ультраколониалисты требовали продолжение военных действий, а многие политики и часть крупой буржуазии (особенно нефтяные компании, заинтересованные в эксплуатации богатых нефтяных месторождений, открытых в Алжире в 1956-1958 гг.) склонялись к миру. На из сторону встал президент ...

                           Обучение в Киевском государстве
С древнейших времен на территории Поднепровья жили племена, занимавшиеся земле­делием и скотоводством (скифы, сарматы). Археологические раскопки свидетельствуют о значительном развитии материальной культуры у этих племен, о тесной связи племен, как населявших Поднепровье, так и жив­ших на западе и востоке от него, от Карпат до Дона. В ...

Патриарх Никон
Судьба Никона необычна и ни с чем несравнима. Он стремительно вознесся с самого низа социальной лестницы на ее вершину. Никита Минов (так звали в миру будущего патриарха) родился в 1605 г. в селе Вельдеманово неподалеку от Нижнего Новгорода "от простых, но благочестивых родителей, отца именем Мины и матери Мариамы". Отец его б ...