Соглашение о совместном издании не было осуществлено. Именно те январь и февраль 1901 г. стали для П.Б. Струве моментом окончательного, уже формального, разрыва с социал-демократами и осознания себя участником либерального движения.

3(16) марта 1901 г. он принимает участие в антиправительственной демонстрации на Казанской площади в Петербурге, был арестован, сначала находился в Литовском замке, был переведен в дом предварительного заключения и затем был выслан под гласный надзор полиции в Тверь. Но, получив разрешение выехать за границу для лечения, он тут же покидает губернскую столицу (в 1902 г.).

В те месяцы его поворот к буржуазному либерализму обнаружился уже настолько ясно, что о сотрудничестве с социал-демократами теперь не могло быть и речи. В то время как Ленин, Мартов, Засулич, Плеханов, Аксельрод опубликовывают острополитические статьи в «Заре», в них авторы свидетельствовали о своем стремлении отстоять ортодоксальное марксистское учение. Таким образом, политическая линия «Искры» прямо противоречила новым взглядам П.Б. Струве, хотя некоторые ее редакторы продолжали видеть в Струве союзника.

В 1902 г. в Петербурге был опубликован сборник статей П.Б. Струве «На разные темы», в котором автор, перестраивая свое мировоззрение, вел борьбу с самим собой. Он выступил против ортодоксальной нетерпимости марксизма, который «мнит себя обладающим безошибочным знанием единственно действительных и потому правильных средств для достижения данной практической цели ― общественной справедливости»2. И в то же время он считал, что ни одно учение не может обладать на знание абсолютной истины.

18 июня 1902 г. в Штутгарте под редакцией Струве вышел № 1 журнала «Освобождение», который ставил своей целью объединение всей российской оппозиции на программе конституционного преобразования России. Редактор журнала напоминал об «аннибаловой клятве» — необходимости бор бы за политическое освобождение родины, а роль нового органа видел в том, чтобы требовать великого переворота русской жизни: от произвола самодержавной бюрократии — к полному соблюдению права личности и общества. Редакция журнала в предместье Гайсбург (в том же доме жила семья Струве) стала одним из центров объединения отечественной и зарубежной либеральной интеллигенции, а Струве — одним из ведущих теоретиков нелегальной политической организации «Союз освобождения».

Выступая против самодержавия и требуя замены его конституционным строем, Струве был уверен, что люди его направления в ближайшем будущем должны будут принять на себя бремя власти; и поэтому он считал важным иметь программу новой политики.

И уже в 1902—1903 гг. он работал над проектом программы конституционно-демократической Партии народной свободы.

Положение программы было следующее: обязательным, являлось требование конституционного строя, разделение власти между наследственным монархом и народными представителями. Конституция должна быть выработана представителями народа по соглашению с монархом. Для этого предполагался созыв Учредительного собрания, свободно избранного на основе всеобщей, равной, прямой и тайной подачи голосов. Рядом с выбранной прямым народным голосованием нижней палатой намечалась также верхняя палата, выбранная земствами и местными думами. В программе провозглашались равенство всех граждан перед законом, свобода совести, вероисповедания, слова, печати, собраний и союзов, передвижения, неприкосновенность личности и жилища. Для территориального и юридического разграничения наций и соглашения по этому вопросу Струве предполагал проведение местных совещаний с привлечением всех лиц, живущих в данном месте, и всех действующих там партии.

Программой намечались судебная реформа, отмена института земских начальников, восстановление выборных мировых судей, гласность судопроизводства при соблюдении независимости, несменяемости и ненаграждаемости судей, всеобщее обязательное начальное обучение. В сфере промышленности: широкое развитие всех видов государственного страхования рабочих, отмена наказуемости стачек, полная свобода образования профессиональных рабочих союзов, развитие фабричного законодательства и распространение его на все виды промышленного труда. В аграрном вопросе: обеспечение землей трудящегося земледельческого населения, введение демократического арендного права. Осуществление земельных реформ возлагалось на органы местного самоуправления.

В январе 1904г. состоялся I учредительный съезд «Союза освобождения». В нем участвовали передовые представители буржуазии и дворянства, разнообразные элементы буржуазной демократии, разночинной интеллигенции и крестьянства. Уже тогда журнал «Освобождение» играл роль центрального органа русского либерализма, лавируя между более правыми и более левыми.

Страницы: 1 2 3

Брачно-семейные отношения.
Брак заключался на основе договора от имени мужа и жены. Договор определял и правовой режим имущества, принесенного женой в виде приданого: оно оставалось собственностью жены. Допускалась также передача жене всего имущества семьи. В Египте довольно долго существовали пережитки матриархата, что сказывалось на относительно высоком положе ...

Рабство в США и его отмена
Рабство в той или иной форме и в то или в иное время существовало во всех частях света. Ни одной расе не удалось избежать этой жуткой формы общественного развития.[12] Соединённые Штаты с самого начала возникли как рабовладельческое государство. Рабство было неотъемлемой частью американского образа жизни. Американское рабовладение не б ...

Русская культура в первой половине XIX века
Начало XIX века - время культурного и духовного подъёма России. Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания русского народа, его консолидацию. Общая тенденция этого периода – растущая демократизация культуры, охват просвещением все более широких слоев народа. Разночинные слои общества не только приобщаются к ...