Одну из глав «Германии» Тацит посвятил одежде германцев. Но, к сожалению, многие данные, предоставленные нам великим писателем и историком, зачастую не соответствуют действительности и не подтверждаются археологическими данными.

Он отмечал, что в основной массе их одежда одинакова и примитивна: «Верхняя одежда у всех – короткий плащ, застегнутый пряжкой, а если её нет, то шипом. Ничем другим не прикрытые, они проводят целые дни у разожженного в очаге огня».56 Надо сказать, что археологические находки это подтверждают. Действительно универсальной повседневной одеждой германцев был короткий плащ. Он представлял собой прямоугольный кусок шерстяной ткани типа пледа, который можно было обернуть вокруг тела в плохую погоду, использовать как одеяло в холодную ночь или накинуть на одно или оба плеча. Обычно его закрепляли на правом плече с помощью металлической фибулы или деревянной шпилькой, которые Тацит именует пряжкой и шипом. Под плащ надевали льняную нижнюю одежду. 57

Однако особо Тацит выделял одеяние богатых германцев: «Наиболее богатые отличаются тем, что, помимо плаща, на них есть и другая одежда, но не развевающаяся, как у сарматов или парфян, а узкая и плотно облегающая тело».58 Вероятно, под узкой и плотно облегающей одеждой Тацит подразумевал штаны, которые как раз появляются в Европе, по данным археологии, в конце I века нашей эры.59 Возможно, их появление у германцев было связано с их контактами с кочевниками, которые большую часть времени проводили в седле. Но не вполне верно, что ношение штанов было привилегией богачей. Это была будничная одежда абсолютного большинства населения. 60

Судя по рассказу Тацита, германский гардероб включал не только шерстяные и льняные одежды, но и кожаные: «Носят они и шкуры диких зверей, те, что обитают у берегов реки, – какие придется, те, что вдалеке от них, – с выбором, поскольку у них нет доставляемой торговлей одежды. Последние убивают зверей с разбором и по снятии шерсти нашивают на кожи куски меха животных, порождаемых внешним Океаном или неведомым морем».61 Хотя Тацит и подчёркивает, что германцы использовали меха морских животных, пока в захоронениях одежда из таких мехов не обнаружена. 62

Тацит создаёт впечатление, что германские женщины носили ту же одежду, что и мужчины лишь с небольшими дополнениями в виде накидок: «Одежда у женщин не иная, чем у мужчин, разве что женщины чаще облачаются в льняные накидки, которые они расцвечивают пурпурною краской, и с плеч у них не спускаются рукава, так что их руки обнажены сверху донизу, как открыта и часть груди возле них».63 Это не совсем так. Нет никаких данных, что женщины носили штаны. Если в захоронении и обнаруживают тело, с надетыми на него штанами, то это всегда тело мужчины. Одежда на телах женщин, как правило, резко отличается от мужской. Чаще всего женщины одеты в шерстяные юбки и льняные платья различной длины.64 Особо упоминает Тацит об обнажённых руках у германских женщин в связи с тем, что платье римских женщин было снабжено рукавами. 65

Таким образом, повседневной одеждой германцев был короткий плащ, застёгнутый пряжкой. Ко всему прочему будничной одеждой германцев можно считать льняные штаны. Женщины в основном носили шерстяные юбки и льняные платья. Материалами для изготовления одежды служили лён, шерсть, а также кожа.

Геральдика
Герб. При составлении в XVIII веке Казанского герба, сохранившем на своем щите старое изображение змея, оно получило новое описание: «Змий черный, под короною золотою Казанскою, крылья красные, поле белое». Но в других документах этого же змея, а может быть, лишь родственное ему чудовище, стали называть драконом. В XIX веке в заново на ...

Образ Н. М. Ядринцева в сознании современников
Реконструкция образа Николая Михайловича, на данном этапе работы, представляется на основе воспоминаний его современников, оценочных суждений его близких друзей, людей, которые знали его не только с профессиональной стороны, они были знакомы с его частной жизнью, знали его в повседневности. Такая работа с воспоминаниями современников-др ...

Крестьянское движение на Смоленщине после отмены крепостного прав. Ответ смоленских крестьян на реформу
После того, как смоленским крестьянам прочитали царский манифест и познакомили с «Положением 19 февраля 1861 года», они пришли в недоумение. Не такой воли они ждали. Крестьяне не поверили, что такое положение подписал их царь. Они думали, что Александр II хочет блага народу, а помещики и чиновники скрыли настоящий манифест. Крестьянские ...