П.Б. Струве был лидером «легального марксизма», перешедший в дальнейшем в лагерь кадетской контрреволюции. При столь прямолинейной характеристике политической направленности его деятельности утрачивался облик ученого, яркого представителя русской общественной мысли, журналиста и писателя, редактора крупнейших журналов, наконец, человека, прожившего сложную противоречивую жизнь.

Еще с юношеских лет его интересовала политическая жизнь, он уже имел свои сложившиеся политические убеждения, и считал себя последователем Аксакава, Юрия Самарина (идеологов славянофильства). Он говорил о себе: «Я ― национал-либерал, либерал почвы и либерал земли. Лозунг мой ― самодержавие. Когда погибнет на Руси самодержавие, погибнет Русь. Но у меня есть еще лозунг: долой бюрократию и да здравствует народное представительство с правом совещания (право решения принадлежит самодержцу)»1. Только потом, когда он будет учиться в университете, напряженная работа мысли приведет его от юношеской приверженности самодержавию к пониманию пороков царизма и необходимости изменения политического строя России, от славянофильства ― к западничеству. И уже с того самого времени, у П.Б. Струве начинают формироваться четыре идеала, которым он будет верен в течение всей последующей жизни: либерализм, государственность, национализм, западничество.

Либеральный путь Петра Бернгардовича начинается уже в 1891 г., когда он начал общественную деятельность среди литературных (иначе — легальных) марксистов публикацией статей, популяризировавших отдельные выводы К. Маркса, и выступлениями с экономическими рефератами на кафедре столичного ВЭО. Вскоре он снискал себе известность как один из вождей легального марксизма. Но в апреле 1894 г. был задержан полицией за связь с народовольцами. От имени разочаровавшихся земцев Струве написал «Открытое письмо» Николаю II, взяв на себя инициативу выражения либерально-конституционного мнения. В том же 1894 г. вышла в свет его книга «Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России», в которой Струве выступал с социал-демократических позиций. Главной задачей «Критических заметок» являлась полемика с народническим пониманием экономического и общественного развития России. Струве утверждал, что Россия пойдет по пути капиталистического развития. Эта работа фактически явилась тогда первым манифестом марксизма в отечественной легальной литературе.

Затем под влиянием тулинской критики (в 1894 г. В.И. Ульянов подверг резкой критике взгляды Струве, свое мнение он поместил в работе «Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве», опубликовав ее под псевдонимом К. Тулин), Струве подвинулся влево и не только выступал в литературе как легальный марксист, но и стал принимать участие в практической работе. Также он сблизился со многими социал-демократическими деятелями, переписывался и уезжал за границу к Плеханову, получал ответственные поручения от отечественных социал-демократов. И в условиях, когда все видные революционные социал-демократы России находились под арестом, к составлению «Манифеста Российской социал-демократической партии» в 1898г. был привлечен по решению I съезда РСДРП именно Струве. Однако даже тогда его мировоззрение уже не базировалось всецело на марксистской теории. Он вырабатывал в себе иной строй идей.

Вторая половина 90-х годов XIX в. стала насыщенным периодом в жизни Струве. Он вел активный поиск собственного ведения проблем общественного развития и выработки нового мировоззрения. Весной 1900 г. в радикальном журнале «Жизнь» стали появляться статьи Струве по методологии политической экономики и теории ценности. А в конце марта ― начале апреля легальные марксисты Струве и М.И. Туган-Барановский, стоявшие тогда в центре общедемократического оппозиционного движения, приняли участие в Псковском совещании с социал-демократами Лениным, Потресовым, Ю.О. Мартовым, С.И. Радченко.

Идя на совещание, каждая сторона преследовала свои цели. П.Б. Струве и Туган-Барановский предполагали использовать революционные органы печати для высказывания идей либерализма. Ленин и его сторонники стремились привлечь к делу легальных марксистов ради получения от них материальной помощи, а также печатных материалов (так как Струве имел большие общественные связи). Затем во время последовавших переговоров Ленина с группой «Освобождение труда» было достигнуто соглашение о признании группы Струве не социал-демократическим течением, а частью внепартийной демократической оппозиции.

29 декабря 1900 г. начались деловые переговоры, в которых приняли участие Ленин, Засулич, Потресов с одной стороны, и супруги Струве ― с другой. В дальнейшем в переговорах участвовали приехавшие в Мюнхен Л.И. Аксельрод и Г.В. Плеханов, а на помощь Петру Бернгардовичу прибыл В.Я. Яковлев-Богучарский. Была предпринята попытка заключения договора о совместном издании за границей журнала под названием «Современное обозрение», часть которого должна была быть посвящена свободной дискуссии по вопросам политической борьбы с царизмом. Но, в конечном счете, не было достигнуто единства по поводу редакций журнала и тогда Ленин начал настаивать на разрыве переговоров.

Страницы: 1 2 3

Таиланд в середине XVII — середине XIX вв.
С середины XVII в. значительную роль в жизни Сиама стала играть голландская Ост-Индская компания, имевшая своей целью монополизировать его внешнюю торговлю. Чтобы в какой-то степени этому противостоять, сиамское правительство само стало скупать у них товары, а затем перепродавать на внутреннем рынке. В 30-40 гг. XVII в. отношения между ...

Личность Александра II
19 февраля 1855 года на российский престол вступил император Александр II (1818-1881 гг.). Новый император по сравнению со своим отцом Николаем I являлся достаточно заурядной личностью. Он не обладал столь глубоким умом, как его отец, и не унаследовал его железной воли. В довершении всего он был весьма консервативным человеком. Однако э ...

Итоги века.
История свидетельствует, что во II в. до н. э. хунны властвовали во всей Центральной Азии и в приграничных с ней обширных областях. С империей хуннов, ставшей в первые шестьдесят лет этого века центром цивилизации кочевников, вынуждена была считаться китайская династия Хань, которая платила дань и отдавала в жены шаньюям девушек из импе ...