Политической деятельность П.Б. СтрувеСтраница 1
П.Б. Струве был лидером «легального марксизма», перешедший в дальнейшем в лагерь кадетской контрреволюции. При столь прямолинейной характеристике политической направленности его деятельности утрачивался облик ученого, яркого представителя русской общественной мысли, журналиста и писателя, редактора крупнейших журналов, наконец, человека, прожившего сложную противоречивую жизнь.
Еще с юношеских лет его интересовала политическая жизнь, он уже имел свои сложившиеся политические убеждения, и считал себя последователем Аксакава, Юрия Самарина (идеологов славянофильства). Он говорил о себе: «Я ― национал-либерал, либерал почвы и либерал земли. Лозунг мой ― самодержавие. Когда погибнет на Руси самодержавие, погибнет Русь. Но у меня есть еще лозунг: долой бюрократию и да здравствует народное представительство с правом совещания (право решения принадлежит самодержцу)»1. Только потом, когда он будет учиться в университете, напряженная работа мысли приведет его от юношеской приверженности самодержавию к пониманию пороков царизма и необходимости изменения политического строя России, от славянофильства ― к западничеству. И уже с того самого времени, у П.Б. Струве начинают формироваться четыре идеала, которым он будет верен в течение всей последующей жизни: либерализм, государственность, национализм, западничество.
Либеральный путь Петра Бернгардовича начинается уже в 1891 г., когда он начал общественную деятельность среди литературных (иначе — легальных) марксистов публикацией статей, популяризировавших отдельные выводы К. Маркса, и выступлениями с экономическими рефератами на кафедре столичного ВЭО. Вскоре он снискал себе известность как один из вождей легального марксизма. Но в апреле 1894 г. был задержан полицией за связь с народовольцами. От имени разочаровавшихся земцев Струве написал «Открытое письмо» Николаю II, взяв на себя инициативу выражения либерально-конституционного мнения. В том же 1894 г. вышла в свет его книга «Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России», в которой Струве выступал с социал-демократических позиций. Главной задачей «Критических заметок» являлась полемика с народническим пониманием экономического и общественного развития России. Струве утверждал, что Россия пойдет по пути капиталистического развития. Эта работа фактически явилась тогда первым манифестом марксизма в отечественной легальной литературе.
Затем под влиянием тулинской критики (в 1894 г. В.И. Ульянов подверг резкой критике взгляды Струве, свое мнение он поместил в работе «Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве», опубликовав ее под псевдонимом К. Тулин), Струве подвинулся влево и не только выступал в литературе как легальный марксист, но и стал принимать участие в практической работе. Также он сблизился со многими социал-демократическими деятелями, переписывался и уезжал за границу к Плеханову, получал ответственные поручения от отечественных социал-демократов. И в условиях, когда все видные революционные социал-демократы России находились под арестом, к составлению «Манифеста Российской социал-демократической партии» в 1898г. был привлечен по решению I съезда РСДРП именно Струве. Однако даже тогда его мировоззрение уже не базировалось всецело на марксистской теории. Он вырабатывал в себе иной строй идей.
Вторая половина 90-х годов XIX в. стала насыщенным периодом в жизни Струве. Он вел активный поиск собственного ведения проблем общественного развития и выработки нового мировоззрения. Весной 1900 г. в радикальном журнале «Жизнь» стали появляться статьи Струве по методологии политической экономики и теории ценности. А в конце марта ― начале апреля легальные марксисты Струве и М.И. Туган-Барановский, стоявшие тогда в центре общедемократического оппозиционного движения, приняли участие в Псковском совещании с социал-демократами Лениным, Потресовым, Ю.О. Мартовым, С.И. Радченко.
Идя на совещание, каждая сторона преследовала свои цели. П.Б. Струве и Туган-Барановский предполагали использовать революционные органы печати для высказывания идей либерализма. Ленин и его сторонники стремились привлечь к делу легальных марксистов ради получения от них материальной помощи, а также печатных материалов (так как Струве имел большие общественные связи). Затем во время последовавших переговоров Ленина с группой «Освобождение труда» было достигнуто соглашение о признании группы Струве не социал-демократическим течением, а частью внепартийной демократической оппозиции.
29 декабря 1900 г. начались деловые переговоры, в которых приняли участие Ленин, Засулич, Потресов с одной стороны, и супруги Струве ― с другой. В дальнейшем в переговорах участвовали приехавшие в Мюнхен Л.И. Аксельрод и Г.В. Плеханов, а на помощь Петру Бернгардовичу прибыл В.Я. Яковлев-Богучарский. Была предпринята попытка заключения договора о совместном издании за границей журнала под названием «Современное обозрение», часть которого должна была быть посвящена свободной дискуссии по вопросам политической борьбы с царизмом. Но, в конечном счете, не было достигнуто единства по поводу редакций журнала и тогда Ленин начал настаивать на разрыве переговоров.
Судьба интеллигенции, репрессированной летом-осенью 1922 года.
Первым упоминанием о количестве интеллигенции, депортированной из советской России осенью 1922 года является интервью В.А.Мякотина берлинской газете «Руль».
По сохранившимся «Сведениям для составления сметы на высылку»
[3]
антисоветской интеллигенции можно оценить её примерные размеры. Руководством партии и государства первоначально ...
Социально-экономический строй Древней Руси
Большинство историков сходится в том, что в рамках Древней Руси шел процесс зарождения раннефеодального общества, значительно отличающегося еще от зрелого феодализма. Основные черты зрелого феодального строя
:
1) монопольная собственность феодалов на землю;
2) наличие крестьянского хозяйства, в котором производитель владел орудиями тр ...
Межфакультетская лаборатория статистических методов
Эту лабораторию создал один человек — А.Н. Колмогоров. Деятельность Андрея Николаевича, разумеется, выходила далеко за рамки любой конкретной науки (обозначенной определенным номером) и в этом смысле должна называться скорее общекультурной, чем строго научной (хотя в данном случае слово «дилетант» абсолютно неприменимо). В наше время ка ...