Церковь и мирская властьСтраница 1
Вполне естественно, что на этом этапе она представляла собой гораздо большую силу, чем молодая, только зарождающаяся государственность. В неспокойную эпоху варварских нашествий папы активно вмешивались в мирские дела. Например, Григорий Великий (годы правления 590-604), человек властный и энергичный, взял в свои руки защиту Рима от нашествия лангобардов, снабжал население продовольствием.
.В хаосе варварских нашествий епископы и монахи . стали универсальными руководителями разваливающегося общества: к своей религиозной роли они прибавили политическую, вступая в переговоры с варварами, хозяйственную, распределяя продовольствие и милостыню, социальную, защищая слабых от могущественных, и даже военную .
Жак Ле Гофф. Цивилизация средневекового Запада
Светская власть, когда это было необходимо, использовала авторитет церкви для утверждения своего престижа. Не случайно Карл Великий, стремясь возродить Римскую империю, короновался в Риме. Это произвело сильное впечатление на современников и как бы символизировало союз церкви и государства. Однако это был неустойчивый союз: церковь, видя в государстве свою опору, тем не менее претендовала на политическое лидерство. С другой стороны, светская власть, сила которой постепенно нарастала, стремилась подчинить себе папство. Поэтому взаимоотношения церкви и государства в Западной Европе включали в себя противоборство и неизбежные конфликтные ситуации. После смерти Карла Великого папство попало в большую зависимость от светских владык. Начиная с Оттона I императоры Священной Римской империи стали по своему выбору назначать епископов и самих пап. Епископы и настоятели монастырей получали от знати владения и иногда даже несли военную службу. Но церковь не смирилась с таким положением. Уже в X в. началась ее борьба за «очищение», за освобождение от влияния государственной власти. Наибольших успехов церковь добилась в XI-XIII вв. Богатству пап могли позавидовать иные европейские короли. У церкви был свой суд, разветвленная бюрократическая система. Папы римские активно вмешивались в дела европейских государств, а подчас и в личную жизнь монархов. Во всех церковных вопросах их авторитет считался непререкаемым. В 1096-1270 гг. церковь организовала крестовые походы - религиозные войны во имя освобождения Гроба Господня в Иерусалиме, обещав за это прощение грехов и сказочные богатства.
Папы римские надеялись превратить беспрестанные войны в Европе в одну справедливую войну, в борьбу с неверными. .Разумеется, церковь и папство рассчитывали благодаря крестовым походам . получить одновременно средство господства на самом Западе.
Жак Ле Гофф. Цивилизация средневекового Запада
Под лозунгом защиты христианского мира от «неверных» шли войны против арабской Испании. Огнем и мечом обращались в католичество западные славяне, венгры и жители Прибалтики. Одерживая победы в политической жизни, церковь теряла свой духовный авторитет: представители духовенства часто напоминали ловких интриганов, а не истинных служителей Бога. Осуждение многих верующих вызывала продажа индульгенций - отпущений грехов: получалось, что место в раю можно было купить за деньги. О ненасытном стремлении церкви к власти и обогащению в то время говорили многие писатели и поэты.
Возглавлять вселенную призван Рим, но скверны Полон он, и скверною все полно безмерной, Ибо заразительно веянье порока, И от почвы гнилостной быть не может прока.
Не случайно папу ведь именуют папой: Папствуя, он хапствует царствующей лапой. Он со всяким хочет быть в пае, в пае, в пае: Помни это всякий раз, к папе подступая.
Контрреформы 80-90-х годов XIX века. Цензура
и просвещение
После отставки П.Н. Игнатьева во главе Министерства внутренних дел был поставлен Д.А. Толстой. Одновременно он был назначен и шефом жандармов. Это был представитель самой оголтелой и твердокаменной реакции. Совмещая в 1866 - 1880 гг. посты обер-прокурора Синода и министра народного просвещения, он стяжал себе славу ярого реакционера и о ...
Великая империя хуннов и её соседи (II в. до н. э.)
Модэ-шаньюй и император Китая Гао-цзу. Покорив соседние кочевые народы или же изгнав их с родных земель, основатель империи хуннов Модэ-шаньюй вновь собрал свое грозное войско и двинулся на север.
Основатель династии Хань Лю Бан (его императорский титул-Гао-цзу), победил во внутренней междоусобной войне, Китай вновь стал единой империе ...
Новое видение современного мира.
XIX Всесоюзная партконференция, состоявшаяся в 1986 году стала поворотным моментом в истории перестройки. На ней были приняты решения о реформе российской политической системы.
Их суть в отказе партии от монополии на власть, готовность передать ее реальные функции Советам.
С точки зрения реформаторов, этот момент мог быть обусловлен п ...