Церковь и мирская властьСтраница 1
Вполне естественно, что на этом этапе она представляла собой гораздо большую силу, чем молодая, только зарождающаяся государственность. В неспокойную эпоху варварских нашествий папы активно вмешивались в мирские дела. Например, Григорий Великий (годы правления 590-604), человек властный и энергичный, взял в свои руки защиту Рима от нашествия лангобардов, снабжал население продовольствием.
.В хаосе варварских нашествий епископы и монахи . стали универсальными руководителями разваливающегося общества: к своей религиозной роли они прибавили политическую, вступая в переговоры с варварами, хозяйственную, распределяя продовольствие и милостыню, социальную, защищая слабых от могущественных, и даже военную .
Жак Ле Гофф. Цивилизация средневекового Запада
Светская власть, когда это было необходимо, использовала авторитет церкви для утверждения своего престижа. Не случайно Карл Великий, стремясь возродить Римскую империю, короновался в Риме. Это произвело сильное впечатление на современников и как бы символизировало союз церкви и государства. Однако это был неустойчивый союз: церковь, видя в государстве свою опору, тем не менее претендовала на политическое лидерство. С другой стороны, светская власть, сила которой постепенно нарастала, стремилась подчинить себе папство. Поэтому взаимоотношения церкви и государства в Западной Европе включали в себя противоборство и неизбежные конфликтные ситуации. После смерти Карла Великого папство попало в большую зависимость от светских владык. Начиная с Оттона I императоры Священной Римской империи стали по своему выбору назначать епископов и самих пап. Епископы и настоятели монастырей получали от знати владения и иногда даже несли военную службу. Но церковь не смирилась с таким положением. Уже в X в. началась ее борьба за «очищение», за освобождение от влияния государственной власти. Наибольших успехов церковь добилась в XI-XIII вв. Богатству пап могли позавидовать иные европейские короли. У церкви был свой суд, разветвленная бюрократическая система. Папы римские активно вмешивались в дела европейских государств, а подчас и в личную жизнь монархов. Во всех церковных вопросах их авторитет считался непререкаемым. В 1096-1270 гг. церковь организовала крестовые походы - религиозные войны во имя освобождения Гроба Господня в Иерусалиме, обещав за это прощение грехов и сказочные богатства.
Папы римские надеялись превратить беспрестанные войны в Европе в одну справедливую войну, в борьбу с неверными. .Разумеется, церковь и папство рассчитывали благодаря крестовым походам . получить одновременно средство господства на самом Западе.
Жак Ле Гофф. Цивилизация средневекового Запада
Под лозунгом защиты христианского мира от «неверных» шли войны против арабской Испании. Огнем и мечом обращались в католичество западные славяне, венгры и жители Прибалтики. Одерживая победы в политической жизни, церковь теряла свой духовный авторитет: представители духовенства часто напоминали ловких интриганов, а не истинных служителей Бога. Осуждение многих верующих вызывала продажа индульгенций - отпущений грехов: получалось, что место в раю можно было купить за деньги. О ненасытном стремлении церкви к власти и обогащению в то время говорили многие писатели и поэты.
Возглавлять вселенную призван Рим, но скверны Полон он, и скверною все полно безмерной, Ибо заразительно веянье порока, И от почвы гнилостной быть не может прока.
Не случайно папу ведь именуют папой: Папствуя, он хапствует царствующей лапой. Он со всяким хочет быть в пае, в пае, в пае: Помни это всякий раз, к папе подступая.
Кровавое воскресенье
9 января 1905 г. Рано утром рабочие с женами и детьми, надев праздничные одежды, отправились к Зимнему дворцу. В шествии участвовало 140 тыс. человек. Они несли портреты царя, флаги, иконы, пели молитвы. В своей петиции рабочие писали: «Мы, рабочие г. Петербурга… пришли к тебе, государь, искать правды и защиты.
Мы обнищали, нас угнетаю ...
История российского революционного терроризма
Оказавшись в эмиграции, бывшие революционеры, представлявшие небольшевистские партии, продолжали сводить счеты друг с другом. Обращение к истории революционного движения дооктябрьской эпохи осуществлялось через призму вопроса: кто виноват? Одни приходили к выводу о порочности самой политической платформы, на которой они находились, что ...
Приложения
Приложение 1
рис. 1. Патриарх Никон портрет из "Царского Титулярника"
Рис. 2. С.В. Иванов Во времена раскола (изъятие по описи старопечатных книг)
Рис. 3. Патриарх Никон, поучение произносящий клиру
Рис.4. В.И. Суриков Боярыня Морозова
Рис. 5. Соловецкое сидение
Рис. 6. Автограф Аввакума на рукописи "Жит ...