В благотворительности находили отражение мировоззренческие установки зарождающейся буржуазии, ее нравственные и гражданские потребности. Определенное влияние на развитие филантропической деятельности оказывали общественные течения и настроения, находившие отклик в среде третьего сословия. Представлялась благотворительность для жертвователей и средством "решения некоторых их социальных проблем и личностных наклонностей". В этом качестве она рассматривалась предпринимателями как специфическая, но достаточно прибыльная сфера деятельности, вложение денег в которую приносило значительную отдачу.

Иркутское купечество широко использовало благотворительную деятельность в своих интересах, извлекая из нее "прибыль" в виде орденов, чинов и званий, общественного признания и удовлетворенного тщеславия. Риск в данном случае оказывался минимальным: выгодность "сделки" гарантировалась государством. Последнее было заинтересовано в развитии благотворительности, хотя и осуществляло над ней жесткий контроль и вводило ряд существенных ограничений. Стимулом привлечения к делам благотворительности служила постановка ее на государственную службу, что давало возможность получить различные знаки отличия, социальные и сословные привилегии, в том числе и выход в дворянство.

Благотворительные акты являлись неплохим средством рекламы, свидетельствуя о процветании и надежности дела, хотя это не всегда в должной мере осознавалось иркутскими "бизнесменами". Крупные

отчисления-пожертвования были вызваны такими практическими нуждами местных предпринимателей, как необходимость значительного увеличения числа квалифицированных рабочих кадров (на деньги купечества в Иркутске были построены ремесленно-сиропитательные школы и заведения, промышленное училище и т.д.).

С другой стороны, не находя общественного признания за деятельность на поприще предпринимательства, купечество было вынуждено уходить в другие сферы, которые пользовались несравнимо большим престижем.

Как социально-психологический феномен, благотворительность претерпела значительные изменения по мере развития российского общества: изменялись цели, задачи, мотивы, субъекты благотворительности, политика правительства по отношению к ней; расширялись сферы вложения жертвуемых капиталов. В своем историческом развитии благотворительность приобрела различные формы – от милостыни и общественного призрения до организованной системы социальной защиты, сочетающейся с различными видами общественной и частной благотворительности. Благотворительность должна служить не просто реализации личных потребностей в бескорыстной филантропической деятельности, но и определяться конкретными условиями, в которых находится общество, его экономика и культура. На мой взгляд, благотворительность должна содействовать установлению в обществе атмосферы социальной солидарности. Так, одни люди вкладывают в благотворительные проекты капитал, другие – интеллектуальную и организационную работу, свой труд.

В предлагаемой работе использовались такие методы исследования как, анализ данной литературы, так и сравнение предлагаемого материала.

Данная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы, а также приложения.

Страницы: 1 2 3 4

Распад колониальной империи Франции
Одним из важнейших аспектов истории Франции в 60-е гг. был распад французской колониальной империи. В 1958 г. в связи с принятием Конституции Пятой республики правительство де Голля провело в «заморских территориях» референдум по вопросу о том, одобряют ли их жители проект конституции и хотят ли они остаться вместе с Францией в составе ...

Царствование Елизаветы Петровны и Петра III
Царствование Елизаветы Петровны (1741 - 1761) ознаменовалось возвратом к петровским порядкам. Сенат был восстановлен как высший государственный орган, Кабинет министров был упразднен. Расширились права и привилегии российского дворянства. На высших постах в государстве вновь оказались русские сановники, такие, как канцлер А.П. Бестужев- ...

Дом Пашкова
Волшебным замком назвал этот дом немецкий путешественник XVII в. И.Рихтер. Не удивительно. Представьте себе: на Ваганьковском холме, что против Кремля, недалеко от Каменного моста, возвышается белый дом из сказки. И не просто дом - дворец. Парадный вход в усадьбу - через украшенные лепниной ворота со стороны Староваганьковского переулк ...