В благотворительности находили отражение мировоззренческие установки зарождающейся буржуазии, ее нравственные и гражданские потребности. Определенное влияние на развитие филантропической деятельности оказывали общественные течения и настроения, находившие отклик в среде третьего сословия. Представлялась благотворительность для жертвователей и средством "решения некоторых их социальных проблем и личностных наклонностей". В этом качестве она рассматривалась предпринимателями как специфическая, но достаточно прибыльная сфера деятельности, вложение денег в которую приносило значительную отдачу.

Иркутское купечество широко использовало благотворительную деятельность в своих интересах, извлекая из нее "прибыль" в виде орденов, чинов и званий, общественного признания и удовлетворенного тщеславия. Риск в данном случае оказывался минимальным: выгодность "сделки" гарантировалась государством. Последнее было заинтересовано в развитии благотворительности, хотя и осуществляло над ней жесткий контроль и вводило ряд существенных ограничений. Стимулом привлечения к делам благотворительности служила постановка ее на государственную службу, что давало возможность получить различные знаки отличия, социальные и сословные привилегии, в том числе и выход в дворянство.

Благотворительные акты являлись неплохим средством рекламы, свидетельствуя о процветании и надежности дела, хотя это не всегда в должной мере осознавалось иркутскими "бизнесменами". Крупные

отчисления-пожертвования были вызваны такими практическими нуждами местных предпринимателей, как необходимость значительного увеличения числа квалифицированных рабочих кадров (на деньги купечества в Иркутске были построены ремесленно-сиропитательные школы и заведения, промышленное училище и т.д.).

С другой стороны, не находя общественного признания за деятельность на поприще предпринимательства, купечество было вынуждено уходить в другие сферы, которые пользовались несравнимо большим престижем.

Как социально-психологический феномен, благотворительность претерпела значительные изменения по мере развития российского общества: изменялись цели, задачи, мотивы, субъекты благотворительности, политика правительства по отношению к ней; расширялись сферы вложения жертвуемых капиталов. В своем историческом развитии благотворительность приобрела различные формы – от милостыни и общественного призрения до организованной системы социальной защиты, сочетающейся с различными видами общественной и частной благотворительности. Благотворительность должна служить не просто реализации личных потребностей в бескорыстной филантропической деятельности, но и определяться конкретными условиями, в которых находится общество, его экономика и культура. На мой взгляд, благотворительность должна содействовать установлению в обществе атмосферы социальной солидарности. Так, одни люди вкладывают в благотворительные проекты капитал, другие – интеллектуальную и организационную работу, свой труд.

В предлагаемой работе использовались такие методы исследования как, анализ данной литературы, так и сравнение предлагаемого материала.

Данная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы, а также приложения.

Страницы: 1 2 3 4

Общество  соединенных  славян.
В конце лета 1825 г. члены Южного общества, охваченные идеей подготовки открытого выступления, были поражены внезапной важной вестью. Оказывается, бок о бок с ними уже давно существует другая тайная организация ─ Общество соединенных славян. Это общество ставило своей целью объединить славянские страны в мощную демократическую ре ...

Захват Казахстана и Центральной Азии Россией
На террритории современного Казахстана с XV века существовало Казахское ханство, которое в зависимости от географических и экономических условий делилось на три обособленных района: Семиречье, Центральный Казахстан и Западный Казахстан. Эти районы в то время назывались жузами (Старший, Средний и Младший). На территории этих жузов образо ...

Внутренняя политика
Когда началась политика перестройки в 1985 году, ничто не предвещало сразу крупных межнациональных проблем. Тогда Горбачев стремился укрепить Союз, и свою политику перестройки он начал, как политику Перестройки социализма, но ни о каком разделении союза он не думал, и речь об этом не шла. Но в условиях перестройки, та центральная власть ...