Идеологии различных оппозиционных королю политических группировок была основана, что характерно на религиозных разногласиях. И это вполне понятно. Англиканская церковь стояла на защите позиций королевской власти и не могла удовлетворять духовные запросы изменившегося английского общества. Ей противостояли протестантские религиозные течения. Одним из общих требований, которых была «чистка» англиканской церкви от ос­татков католицизма; поэтому противники короля назывались пури­танами (от английского pure или от латинского purus - чистый). Наряду с религиозными доводами использовались положения теории естественного права, ссылались на прирожден­ные права англичан; широкое распространение получила также идея договорного происхождения государственной власти.

В процессе развития революции выявились различия интере­сов участников, что обусловило появление основных направле­ний политико-правовой идеологии, выразившиеся преимуществен­но в программных требованиях и наложившие отпечаток на спосо­бы их обоснования.

К ХVII веку внутри пуританского движения выделились две основные группы: пресвитериане и индепенденты.

Пресвитериане признавали, что во главе новой церкви должен находиться совет выборных старейшин-пресвитеров. Индепенденты занимали более радикальную позицию - они стояли за независимость каждой церковной общины. Пуритане разделяли догмат Кальвина о божественном предопределении, что, по мнению многих историков, и определило революционный характер их взглядов. Сложность ситуации была связана с тем, что в трех королевствах религиозные различия были существенными. В Англии приверженцы реформации смотрели на католиков как на угрозу, в Шотландии господствующие позиции занимала пресвитерианская церковь, а в Ирландии большую часть населения составляли католики.

Ведущую роль в политической борьбе играли индеценденты (indepen­dent — независимый). Политико-правовые взгляды индепендентов выражены в памфлетах великого английского поэта Джона Миль­тона (1608—1674). Мильтон защищал свободу совести и равнопра­вие всех религий, кроме католической. Опровергая доводы идеологов абсолютизма в защиту прав короля, Мильтон писал, что госу­дарство создано по велению бога общественным соглашением народа, который в силу прирожденной свободы людей имеет право управ­лять собой и создать тот образ правления, какой ему угодно. Для защиты общего блага народ назначил правителей, королей и санов­ников, над которыми поставил законы. Если короли говорят, что их власть от бога, то от бога же и свобода народа, власть которого пер­вична, основана на прирожденных правах. Король же, правящий ти­ранически, — нарушитель договора и законов. Когда тирана судят вместо того, чтобы просто убить, — это проявление кротости и ми­лосердия народа. Такими доводами Мильтон оправдывал револю­цию и казнь короля.

В целом индепенденты не были сторонниками широкой демо­кратии; поначалу они стремились утвердить в Англии конституционную монархию, затем (после 1649 г.) — республику с цензовым избирательным правом. Они оспаривали теорию естественного права, доводами ко­торой, невозможно обосновать собственность; по естественному праву каждый нуждающийся может посягнуть на чу­жое имущество.

Основные причины централизации русских земель. Роль внешнеполитического фактора
Политическая раздробленность стала новой формой организации русской государственности в условиях освоения территории страны и её дальнейшего развития по восходящей линии. Повсеместно распространилось пахотное земледелие. Совершенствовались орудия труда: археологи насчитывают более 40 видов металлических орудий труда, применявшихся в хоз ...

Аграрно-крестьянский вопрос
Для политики самодержавия в аграрно-крестьянском вопросе в 80-90-х годах было характерно сочетание реакционных мер с некоторыми уступками крестьянству. 28 декабря 1881 г. были изданы указы о понижении выкупных платежей и об обязательном переводе на выкуп находившихся на временно обязанном положении крестьян. Согласно первому указу выку ...

Источники магдебургского права
Магдебургское право сложилось из разных источников, в том числе из привилегий, данных архиепископом Вихманом городскому патрициату в 1188 г., «Саксонского зерцала», постановлений суда шеффенов Магдебурга и других. Среди записей магдебургского права наиболее известны «Саксонский Вейхбильд» 1300 г. и «Право, сообщенное шеффенами городу Ге ...