Вопрос о границах королевской власти встал с особой остротой, начиная с требования палаты общин на заседаниях второго парламента суда над Бекингемом. Карл I вызвал членов палаты во дворец, где канцлер от имени короля заявил, что они не имеют права привлекать к суду королевских ми­нистров, что устранение злоупотреблений в аппарате государственного управления есть дело короля, что созыв, продолжительность сессий и роспуск парламента зависят исклю­чительно от королевской воли. Тогда палата общин предъ­явила лордам формальное обвинение против герцога Бекингема, присту­пила к обсуждению новых, разобла­чающих его материалов, и Карл I рас­пустил пар­ламент и опубликовал прокла­мацию, в которой еще более откро­венно подчеркнул абсолютистский принцип независимости королевской власти от парламента. Ответствен­ность за свои действия, утверждала прокламация, король несет только перед богом. Вместе с тем прави­тельство распорядилось взимать не утвержденные парламентом пошлины и объявило новый принудительный заем, затрагивавший не только бо­гатых купцов и банкиров, но и средние слои населения. Взимание не утвержденных парламентом налогов и попытки разместить среди населе­ния принудительный заем встретили упорное сопротивление, ответом на которое стали многочи­сленные аресты.

В третий парламент было избрано много лиц из числа тех, кто отказывался платить незаконные налоги, и был за это заключен в тюрьму. Оформилось руководство оппозицией, кроме Джона Элиота, особенно выделялись: быв­ший главный судья королевства сэр Эдуард Кок, считавшийся большим знатоком и толкователем старинных английских статутов, хартий и су­дебных решений, составлявших так называемое общее право Англии, Томас Уентворт, представитель йоркширского джентри, Джон Пим и Джон Гемпден, представлявшие джентри Средней Англии. Близко к ним стоял и Оливер Кромвель, депутат из Гентингдоншира, родственник Джона Гемпдена. С самого открытия парламента 17 марта 1628 г. началась активная полемика: Элиот произнес горячую речь об угрожающей Англии опасности деспотизма и папизма, а другие депутаты жаловались на многочисленные аресты, производимые прави­тельством за последнее время.

Парламент потребовал от короля ряда гарантий, изложенных в «Петиции о праве», которая содержала следующие положения: « чтобы впредь никто не был принуждаем давать или уплачивать какие либо дары, займы, пожертвования, налоги и т.п. сборы без общего согласия, выраженного актом парламента; и чтобы никто не был призываем к ответу, приводим к присяге, принуждаем к службе, не был подвергаем аресту и другим преследованиям и стеснениям в связи с этими сборами или отказом платить их; чтобы ни один свободный человек не подвергался содержанию под стражей или в тюремном заключении, как указано выше; чтобы ваше величество соблаговолили удалить названных солдат и матросов, и чтобы ваш народ в будущее время не был обременяем их постоями; чтобы указанные выше полномочия для ведения суда по военным законам были взяты обратно и уничтожены, и чтобы на будущее время никакие подобного рода полномочия какому бы то ни было лицу или лицам для выполнения их, как было указано, не выдавались, дабы на их основании никто из подданных вашего величества не доводился до гибели и не предавался смерти вопреки законам и вольностям страны».[15]

«Петиция о праве» ссылалась на «Великую хартию вольностей» XIII в., которую парламентская оппозиция толковала не в соответствии с ее действительным содержанием, а в духе предъявленных королю тре­бований, как на документ, будто бы ограничивавший власть короля в ин­тересах «народа». Карл I вынужден был утвердить петицию, так как только при этом условии парламент соглашался дать ему деньги. Но вскоре же после этого король начал нарушать данные им обязательства, толкуя их совершенно по-иному, чем парламент, прежде всего в отношении сбора налогов. Убийство Бекингема в период парламентских каникул рассматривалась как первый шаг к освобождению страны от «тирании».

На второй сессии парламента (январь — начало марта роспуск1629 гг.) прозвучала резкая критика церковной политики правительства. Парламент протестовал также против взимания королем наряду с утвержденными парламентом налогами (предоставленные королю парламентом субсидии) и не утвер­жденных парламентом сборов, всякого рода торговых пошлин и т. п. 2 марта 1629 г. Карл I распустил парламент, твердо решив не собирать его вновь. Перед тем как разойтись, парламент принял резолюцию с призывом к населению не платить не утвержденных парламентом налогов. Одиннадцать лидеров парламента, в их числе и Джон Элиот, были посажены в тюрьму. Особой королевской прокламацией объявлялось, что будут расцениваться как «оскорбления королевского величества» всякие разговоры о том, что кто-либо может предписать королю срок созыва нового парламента. Так в Англии начался одиннадцатилетний период беспарламентского правления.

Страницы: 1 2 3

Разрушение общины и развитие частной собственности
Указ от 9 ноября 1906 года вводил очень важные изменения в землевладении крестьян. Все крестьяне получали право выхода из общины, которая в этом случае выделяла выходящему землю в собственное владение. При этом указ предусматривал привилегии для зажиточных крестьян с целью побудить их к выходу из общины. В частности, вышедшие из общины ...

Историческое значение Земской реформы
Без сомнения, земства сыграли выдающуюся роль в поднятии культурного уровня русской деревни в распространении гра­мотности среди крестьян. Не менее велика и роль земства в развитии здравоохранения в Европейской России. Земские боль­ницы были открыты для всех слоев крестьянства, до этого прак­тически лишенного какой бы то ни было медицин ...

Обслуживание
В сфере обслуживания, как и в реализации других функций Библиотеки, главным приоритетом является обслуживание Конгресса, на втором месте- органов исполнительной власти, на третьем – публики. По отношению к «публике» Библиотека Конгресса – последняя инстанция, «если необходимые материалы отсутствуют в библиотеках на месте». При этом к да ...