В 198 г. до н. э., после переговоров между двумя государствами, был составлен и подписан «договор, основанный на мире и родстве». Этот договор, сохранявший свою силу на протяжение примерно шестидесяти лет, фактически сделал Китай зависимым от государства хуннов. Согласно договору, одна из знатных девушек из императорского рода должна была стать второй женой Модэ-шаньюя. Китай также был обязан отправлять хун-нам шелка и другие материалы, вина, рис и другие виды продуктов.

Желая поставить в зависимость хуннов, вельможи советовали Гао-цзу: «Живой Модэ, конечно же, будет вашим зятем. А когда он покинет этот мир, сын вашей дочери станет шаньюем. Вообще, разве когда-нибудь внук бывал ровней своему дедушке? Таким образом, найдётся путь без всякой войны и кровопролития постепенно поработить хуннов».[1] Согласившись с этими доводами, Гао-цзу всё же вместо своей дочери посылает к шаньюю хуннов девушку из простой семьи. Подарки, отправляемые ежегодно из Китая хуннам, на самом деле для династии Хань были не чем иным, как довольно тяжелой данью.

В 192 г. до н. э., через три года после смерти Гао-цзу, Модэ-шаньюй направил письмо вдове императора, Лойхоу, требуя, чтобы она вышла за него замуж. Понимая, что Китай не готов к войне с хуннами, императрица стерпела обиду. Она предпочла «не заметить» оскорбительное предложение и продолжала исправно платить дань. Среди прочих даров императрица послала Модэ-шаньюю восемь лошадей, запряженных в две великолепных императорских кареты. Только в 166-162 гг. до н. э. «договор, основанный на мире и родстве», был нарушен хуннами.

Война с юэчжами. Модэ-шаньюй поставил своей целью уничтожить одного из самых опасных соперников хуннов — государство юэч-жей. Сначала хунны покорили усуней, расселенных на северо-западе. Правитель усуней был убит, а его сыну, воспитанному Модэ, впоследствии присвоили титул гуньмо и поставили правителем усуней. Усуни, завися от хуннов, вынуждены были помогать им в борьбе с юэчжами.

Покорив Китай, Модэ-шаньюй направил своё войско на юэчжей, которые занимали ряд земель, исконно принадлежавших хуннам. Затяжная война с юэчжами продолжалась и после того, как основатель Великой империи хуннов Модэ-шаньюй скончался в 174 г. до н. э.

Престол унаследовал сын Модэ, Лаошань-шаньюй, (правил с 174 по 161 гг. до н. э.). Своим долгом Лаошань-шаньюй считал успешное завершение войны с юэчжами. Остатки больших юэчжей перебрались в Восточный Туркестан и Семиречье, а после усуни заставили их уйти еще дальше на запад. В середине II в. до н. э. юэчжи перешли через Сыр-Дарью и достигли долины Аму-Дарьи. В129г. дон.э. они разгромили Греко-Бактрийское царство и основали Кушанское государство. Это государство, которое сначала охватывало территорию Бактрии (часть современного Афганистана и приграничные с ним южные области Узбекистана и Туркмении), затем расширило свои границы до северо-западной Индии.

Юэчжи — китайское название племен, основавших Кушанское царство. Сами они говорили на языке индоевропейской группы и называли себя «тохары». Поэтому со II в. до н. э. новая территория расселения этих племен стала называться Тохаристан. Эпоха расцвета династии Хань,которая более полувека платила дань хуннам, начала усиливаться, эпоха ее расцвета приходится на 140-87 гг. до н. э., на период правления дальновидного политика — императора У-ди. Он сумел восстановить сильную императорскую власть. Учение Конфуция, в котором важнейшая роль отводилась пользе государства, было провозглашено основой государственной политики. Но слова Конфуция о запрете захватнических войн не убедили У-ди. Подготовив по образцу хуннов конницу, способную совершать быстрые переходы на большие расстояния, он стремился хотя бы наполовину освободить своё государство от тяжелой зависимости от хуннов

Жизненный путь В.А. Жуковского. Воспитание и образование
«Поэзия должна иметь влияние на душу всего народа, и она будет иметь это влияние, если поэт обратит свой дар к этой цели. Поэзия принадлежит к народному воспитанию» В.А. Жуковский Василий Андреевич Жуковский – знаменитый поэт XIX века. Родился 29 января 1783 года в селе Мишенском. В трех верстах от города Белева, Тульской губернии. Он ...

От веры к знанию
Теология была достоянием избранных - духовной элиты общества, отличавшейся от основной массы вы­сокой ученостью, хорошим знанием древних языков. Теологи обосновывали важнейшие догматы веры, ком­ментировали Священное Писание, объясняли мир с позиций христианства. Теология была тесно связана с философией, но они выступали не на равных пра ...

Патриарх Никон
Судьба Никона необычна и ни с чем несравнима. Он стремительно вознесся с самого низа социальной лестницы на ее вершину. Никита Минов (так звали в миру будущего патриарха) родился в 1605 г. в селе Вельдеманово неподалеку от Нижнего Новгорода "от простых, но благочестивых родителей, отца именем Мины и матери Мариамы". Отец его б ...