Наряду с либеральной оппозицией, действовавшей легально на территории империи, а также в эмиграции (здесь особым вли­янием продолжали пользоваться вожди реформаторского движе­ния 1898 г. Кан Ювэй и Лян Цичао), не оставляли надежд до­биться свержения маньчжурской деспотии и деятели революци­онного движения во главе с Сунь Ятсеном. После ряда попыток организовать восстания, закончившихся неудачей, революционе­ры попытались объединить усилия нескольких революционных организаций, сложившихся в южных провинциях Китая в нача­ле XX в. Помимо «Союза возрождения Китая», в котором веду­щая роль принадлежала Сунь Ятсену, наиболее крупными были организации, действовавшие в провинциях Хунань, Чжэцзян и Цзянсу. В Хунани во главе «Союза китайского возрождения» (Хуасинхуэй) стоял Хуан Син (1874—1916), происходивший из семьи школьного учителя, мужественный человек и талантли­вый организатор. Хуан Сину предстояло сыграть выдающуюся роль в качестве военного руководителя революционеров. В Чжэц-зяне во главе «Союза возрождения славы Китая» (Гуанфухуэй) стоял видный интеллектуал Чжан Бинлинь (1868—1936).

Летом 1905 г. в Японии на основе объединения революцион­ных организаций, крупнейшей из которых являлся, конечно, «Союз возрождения Китая», был образован «Китайский револю­ционный объединенный союз» (Чжунго гэмин тунмэнхуэй). В ос­нову программы этой организации были положены «три народных принципа», сформулированные Сунь Ятсеном и пропагандиро­вавшиеся на страницах печатного органа лиги — журнала «Минь бао» (Народная газета). «Три народных принципа» — это нацио­нализм, демократизм и народное благоденствие. Под национа­лизмом в этот период Сунь Ятсен разумел свержение инородной

по своему происхождению правящей династии и возвращение к китайскому правлению. Демократизм подразумевал установление в Китае демократической республики. И, наконец, народное бла­годенствие означало решение аграрного вопроса путем установ­ления системы единого государственного налога на землю в за­висимости от ее рыночной цены, что, по мысли Сунь Ятсена, должно было привести к мобилизации дифференциальной рен­ты в руках государства, должного обратить ее на благо всего об­щества. Сунь Ятсен полагал, что эта система позволит постепен­но решить историческую задачу — дать землю тем, кто ее обра­батывает, и тем самым закрыть дорогу капиталистическому развитию Китая.

Несмотря на то что программа революционеров была направ­лена на освобождение от маньчжурского владычества, а сами революционеры в достижении этой цели рассчитывали на по­мощь со стороны западных держав, в сущности, это была имен­но доктрина китайского национализма, стремившегося, как от­мечено выше, соединить восстановление суверенитета Китая с идеями модернизации общества. Публикации на страницах «Минь бао», вдохновленные справедливым протестом против полуко­лониальной зависимости, в которую Китай был поставлен Запа­дом, подтверждали это.

В борьбе за достижение намеченных целей «Объединенный союз» использовал примерно ту же тактику, что и «Союз воз­рождения Китая». «Объединенный союз» не ставил перед собой задачу организации массового народного движения, его участ­ники полагали, что китайское общество уже достаточно подго­товлено к тому, чтобы объединиться под лозунгом свержения правящей маньчжурской династии. Остается лишь подготовить революционный взрыв в одном из районов Китая, и это вызовет общенациональное выступление против цинской деспотии. По этой причине участники «Объединенного союза» сосредоточи­лись на подготовке антиправительственных выступлений, стре­мясь, как и прежде, привлечь к этому тайные общества. Особое внимание уделялось пропагандистской работе среди солдат и офицеров китайской новой армии, главным образом тех ее час­тей, которые в большей степени были подготовлены к восприя­тию революционных идей.

Впоследствии Сунь Ятсен говорил, что свержению маньч­журской династии предшествовали 10 неудачных попыток ре­волюционных выступлений, предпринятых им и его сторонни­ками. После образования «Объединенного союза» его члены орга­низовали восемь восстаний, в основном в южных провинциях

Китая, закончившихся поражением. Видную роль в их органи­зации и проведении играл Хуан Син, однако в некоторых выс­туплениях непосредственно участвовал сам Сунь Ятсен. Во вре­мя шестого по счету восстания в Южной Гуанси (декабрь 1907 г.) он под пулями шел во главе шеренги революционеров, штур­мовавших укрепления г. Чжэнань-гуань, захват которого откры­вал путь в глубь провинции. Однако и на этот раз революционе­ров постигла неудача.

Страницы: 1 2

Предпринимательская деятельность в XIX веке
По данным Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г. в 45 городах Сибири проживало 467,8 тыс. чел., что составляло 7,3 % от общей численности населения региона. В течение XIX в. городское население увеличилось примерно в 4 раза. К окружным (уездным) центрам относился 41 из 45 городов, семь из них (Тобольск, Томск, Омс ...

Церковный раскол
В XVII в. русская православная церковь пережила раскол, вызванный реформами обрядов и исправлением богослужебных книг. Раскол стал массовым религиозно - общественным движением, породившим свою собственную идеологию, культуру и историческую традицию. Одновременно с расколом произошел острый конфликт светской и духовной власти, закончивши ...

Хартия и политические требования баронства: «конституционные статьи»
Последняя группа статей немногочисленна, но именно она придаёт Великой хартии особый исторический колорит. Эти статьи иногда условно называют «конституционными». О них говорят, что они направлены не только против злоупотреблений короля и его аппарата, но претендуют на установление новых политических порядков, в частности, на ограничение ...