Вслед за этим советские войска перешли в наступление на Орловский и Белгород-Харьковский плацдармы – самые мощные стратегические плацдармы врага, с которых он намеревался совершить прыжок на Москву.

Задачи советских войск в контрнаступлении были очень сложными и трудными. Как на Орловском, так и на Белгород-Харьковском плацдарме противник создал сильную оборону. Первый из них гитлеровцы укрепляли почти два года и рассматривали его как исходный район для нанесения удара на Москву, а второй они считали бастионом немецкой обороны на востоке, воротами, запиравшими пути для русских армий на Украину.

Тактическая зона обороны противника состояла из главной и второстепенной полос общей глубиной до 18 километров. При этом главная полоса обороны противника глубиной 6-8 километров состояла из двух позиций, на каждой из которых были оборудованы опорные пункты и узлы сопротивления, соединённые между собой траншеями полного профиля. В опорных пунктах противник имел значительное число дзотов. Вторая полоса состояла из одной позиции глубиной 2-3 километра. Между главной и второй полосами проходила промежуточная позиция.

Населённые пункты противник подготовил для круговой обороны. Вокруг Харькова было оборудовано два кольцевых обвода. Белгород также был хорошо защищён оборонительными сооружениями, опорными пунктами с множеством огневых точек, несколькими рядами колючей проволоки с огромным количеством минных полей.

Каменные постройки были превращены в маленькие «крепости». Меловые горы были использованы для прикрытия вражеских войск. Не случайно немцы придавали белгородско-харьковскому плацдарму важное стратегическое значение. Он был наиболее сильным бастионом немецкой обороны на востоке, воротами, запирающими нашим войскам путь на Украину.

Сильно пересечённая местность в сочетании с прочной обороной врага затрудняла наши наступательные действия. В 17 веке здесь проходила так называемая Белгородская черта – оборонительная линия, представлявшая собой ряд крепостей, земляных валов и укреплений, защищавших Русское государство от набегов с юга. На местах древних засек возникли новые укрепления, посерьёзнее прежних.

В начале августа 1943 года подготовка контрнаступления Воронежского и Степного фронтов была завершена. В их составе числилось 980,5 тысяч человек, более 12 тысяч орудий и миномётов, 2400 танков и самоходно-артиллерийских установок и 1300 самолётов. Советские войска превосходили противника в людях более чем в 3 раза, в артиллерии и танках - в 4, в авиации – в 1, 3 раза. На 1 км. фронта приходилось до 216 орудий и миномётов, а на участке прорыва 5-й гвардейской армии Воронежского фронта и 53-й армии Степного фронта – до 230 орудий и минометов. Чтобы обеспечить только один залп всех орудий, установленных на фронте этих армий, требовались десятки вагонов боеприпасов.

С началом контрнаступления войск Воронежского и Степного фронтов партизаны готовились нанести мощные удары по коммуникациям противника в его тылу. Штаб партизанского движения разработал план операции по выводу из строя железнодорожных путей противника под названием «Рельсовая война». Она проводилась на огромном пространстве протяжённостью по фронту 1000 км и в глубину более 750 км. В ночь на 3 августа 167 партизанских отрядов численностью до 100 тысяч человек нанесли мощный удар по коммуникациям противника. Партизаны захватывали заранее намеченные участки дорог, разрушали железнодорожное полотно, путевое хозяйство, прерывали связь, уничтожали подвижной состав и систему водоснабжения.

На рассвете 3 августа мощной артиллерийской и авиационной подготовкой началось контрнаступление советских войск на белгородско-харьковском направлении под кодовым названием «Полководец Румянцев». Оборона врага была прервана.

4 августа наши войска, ломая сопротивление противника, продвигались вперёд. Особенно упорно гитлеровцы сопротивлялись севернее Белгорода в полосе наступления 53-й и 69-й армий Степного фронта. Основные усилия общевойсковых соединений ударной группировки Воронежского и Степного фронтов были направлены на ликвидацию томаровского и белгородского узлов сопротивления врага.

Гитлеровское командование всеми силами старалось удержать эти пункты, находившиеся у горловины прорыва советских войск, и стеснить маневр танковых армий, прорвавшихся на юг, а при благоприятных условиях нанести удар по их тылам.

Активно действовала наша авиация, прочно удерживавшая господство в воздухе в своих руках. Штурмовые соединения 2-1 воздушной армии подавляли артиллерию врага, наносили удары по его резервам и коммуникациям. За день авиация провела 29 воздушных боёв, в которых было сбито 43 самолёта противника.

Страницы: 1 2 3