Княжение Владимира Мономаха было временем политического к экономического усиления Руси, расцвета культуры и литературы. При нем строились церкви, создавались летописные своды, началось составление Печерского патерика, включившего жития Антония и Феодосия Печерских, княгини Ольги, Владимира I Святославича, князей Бориса и Глеба и других русских князей. В это время игумен Даниил составил описание своего путешествия в Иерусалим.

Владимир Мономах был широко образованным для своего времени человеком, обладал литературным талантом. Его Поучение своим детям (около 1117) завершалось коротким описанием его жизни и письмом к черниговскому князю Олегу. В Поучении Мономах выступил как «о земле великой печальник», мудрый государственный деятель русской земли, «заботливый домовладыка», просвещенный мыслитель, отважный воин и страстный охотник, начитанный книжник, блестящий мастер слова. Обращаясь к детям, автор восклицал: «Дети! Не бойтесь ни рати, ни зверя, делайте мужское дело, ничто не может вам вредить!». И добавлял: «Не забывайте убогих, сирот и вдов»!» Поэтическое «удивление» князя красотами природы делают его труд достойным предшественником Слова о полку Игореве. Главное в Поучении – это призыв к единству Руси, братолюбию, осуждение междуусобиц. Продолжив также законодательную работу Ярослава Мудрого, он внес в Русскую правду много изменений. Их целью была необходимость утверждения «закона» – справедливого («праведного») суда по христианским заповедям.

От первой жены – англо-саксонской королевны Гиды Гарольдовны (ум. в 1107) Вдалимир Мономах имел пять сыновей: Мстислава, Ярополка, Вячеслава, Георгия (Юрия) и Андрея. От второй жены (происхождение ее неизвестно, имя – предположительно – Евфимия) были дети – Изяслав, Ростислав, Роман, Глеб, Святослав. (Возможно, была третья жена, от которой родились дети Изяслав и Ростислав).

Киевское княжение по завещанию передал старшему Мстиславу Удалому, установив тем самым новый порядок престолонаследия, направленный на централизацию княжеской власти. Владимир Мономах был одним из последних великих князей киевских, при которых держалось единство Руси. После смерти его сына Мстислава, правившего всего 7 лет, летописец записал: «раздрася вся земля русская».

Летопись сохранила нам предание о переданных Мономаху в наследство от деда по материнской линии (византийского императора Константина Мономаха) знаках царского достоинства – бармах (накидка на плечи и оплечья) и шапке («Шапке Мономаха») – бармы якобы прислал византийской император Алексей Комнин, а шапку – митрополит эфесский Неофит (он-то и возложил ее на голову Владимира, назвав его царем). Позднее московские государи в 15–16 вв. использовали эти знаки царского достоинства при короновании. «Шапка Мономаха» хранится ныне в Оружейной палате Московского Кремля.

Владимир Мономах умер 19 мая в 1125, будучи в походе на реке Альте. По словам летописи, «слава его прошла по всем странам, особенно же был он страшен поганым; был он братолюбец и нищелюбец и добрый страдалец за Русскую землю». Киевская Русь в обстановке междуусобной борьбы на краткий миг вернула при Мономахе свою былую славу. Дореволюционная русская историография в лице С.М.Соловьева высоко оценивала заслуги этого правителя («Мономах не возвышался над понятиями своего века, не шел наперекор им, не хотел изменить существующий порядок вещей, но личными доблестями, строгим исполнением обязанностей прикрывал недостатки существующего порядка, делал его не только сносным для народа, но даже способным удовлетворить его общественные потребности»).

Вечный мир
Значение Вечного мира нельзя понять не разобравшись в том, что ему предшествовало, какие цели преследовала Речь Посполитая заключая его, при каких обстоятельствах мир заключался. Турецкая феодальная агрессия против стран Восточной и Центральной Европы, усилившаяся во второй половине 17в., привела к тяжелым последствиям для Речи Посполи ...

Столыпинская реформа
Целей у реформы было несколько: социально-политическая - создать в деревне прочную опору для самодержавия из крепких собственников, отколов их от основной массы крестьянства и противопоставив их ей; крепкие хозяйства должны были стать препятствием на пути нарастания революции в деревне; социально-экономическая -разрушить общину, насадит ...

Переселение крестьян
Правительство Столыпина провело и серию новых законов о переселении крестьян на окраины. Возможности широкого развития переселения были заложены уже в законе 6 июня 1904 года. Этот закон вводил свободу переселения без льгот, а правительству давалось право принимать решения об открытии свободного льготного переселения из отдельных местно ...