Любая отрасль науки имеет определенную терминологию, отражающую систему и специфику научного знания. Педагогическая терминология представляет собой совокупность терминов, закрепляющих важнейшие понятия педагогической науки. Особенность русской педагогической терминологии состоит в ее народных истоках, в опоре на народную педагогику.

Новые интеллектуальные запросы общества удовлетворялись с помощью перевода на русский язык понятий, выработанных западноевропейскими языками, или с помощью словарных заимствований. Процесс европеизации коснулся не только публицистической, общественно-бытовой лексики, но и научной. При этом происходило не просто заимствование понятий, а приспособление их, переосмысление, иногда смешение. Стилевые потоки в языке русской письменности были упорядочены М.В. Ломоносовым в его учении о трех стилях единого литературного языка; вследствие этого была заложена основа литературного нормированного словоупотребления в рамках триединой системы речевых средств национального языка, открыт путь в определенные жанры письменности широкому потоку обиходно – разговорной речи, устранены устаревшие слова и грамматические формы, генетически связанные с языком церковно – книжной письменности. Таким образом, на формирование педагогической терминологии в ХVIII веке оказали влияние наличие и сочетание русского литературного языка, русского народного (разговорного), церковнославянского и заимствованных иностранных терминов.

Различают следующие виды педагогической терминологии: общенаучные педагогические понятия, дидактические категории, воспитательные термины, школоведческая номенклатура, а также психологические термины. Педагогическая терминология включает в себя также названия оборудования, применяемого в учебном процессе, определение типов различных учебных заведений.

К общенаучным педагогическим терминам относятся прежде всего такие фундаментальные понятия педагогической науки, как воспитание, обучение, учение, преподавание, образование, педагогика.

Уже в первой половине ХVIII века Ф. Прокопович, Ф. Салтыков, а затем и М.В. Ломоносов пользовались категорией «воспитание». Широко понимая термин «воспитание», включая в него и образование молодежи М.В. Ломоносов считал необходимым осуществлять сознательный подход педагога к ребенку в ходе воспитания, добиваться гибкости воздействия на ребенка, высказывался за «управление нравами». Он не просто употреблял данный термин, а дал ему научное толкование.

В педагогических произведениях ломоносовского периода отсутствует термин «педагогика». Лишь в «Проекте регламента академической гимназии» (1758г.) М.В. Ломоносов предлагал учредить при гимназии по образцу некоторых государств педагогию для знатных дворян, под которой он понимал пансион. Хотя М.В. Ломоносов не употреблял в своих сочинениях термин «педагогика», однако у него есть выражение «педагогические расходы», под которыми он имел в виду деятельность учителей по обучению детей. Ученый не пользовался таким словом как «педагог», заменяя его воспитателем, учителем, преподавателем, ритором, лектором, профессором.

Особое место в дидактических терминах занимает обозначение различных методов и приемом. У М.В. Ломоносова обнаружили следующие термины: вопрос (ученику), вызов (для ответа), объяснение, выдержать испытание, выучить, вытвердить, изусть твердить, диспут, домашние и школьные упражнения (экзерциции), дневное задание, задача, лекции, лабораторное задание, наставление школьников ( в обучении), награждение (лучших), наказание (ленивых), опыты, переводы (текстов), проверка знаний, приводить примеры, толковать понятия, рассуждать, сочинение, слушание наук, указание (к изучению), учительский спрос, чтение лекций, экзамены, эксперимент, практика. Помимо перечисленного М.В. Ломоносов использовал беседы, аргументацию научных положений, дискуссии, рассуждения. Он первым в истории русской педагогики систематизировал методы и приемы обучения.

Страницы: 1 2

Маркус Гарви и Растафарианство
Маркус Моисей Гарви (17.08.1887 – 10.06.1940) – первый из семи национальных героев Ямайки. Гарви создал одну из самых могущественных негритянских организаций UNIA (Всемирную ассоциацию по улучшению положения негров).[21] Он являлся одним из предтечей рассматриваемого мною периода. Поколения, взорвашие тихий, незаметный кошмар американск ...

Окончание смуты
В феврале 1613 г. на Земском соборе, в деятельности которого приняли участие представители почти всех сословий (кроме холопов и помещичьих крестьян), после долгих и бурных обсуждений новым царем был избран Михаил Федорович Романов, сын Филарета. Данный выбор обусловливался следующими факторами: • Романовы в наибольшей степени устраивал ...

Заключение.
Подводя итог вышесказанному необходимо отметить основные итоги внешней политики Советского Союза предвоенного десятилетия. В результате действий СССР на внешней арене им были достигнуты следующие положительные результаты: - пакт о ненападении, при всех своих отрицательных чертах, несколько отсрочил вступление Советского Союза в войну; ...