Для контроля за учебной работой гимназистов предлагалось вести месячные табели, в которых следовало отмечать поведение каждого в классах утром и вечером, а также выполнение домашних заданий.

Таким образом, М.В. Ломоносов разработал систему контроля за знаниями и прилежанием учеников, которая оказалась довольно универсальной и объективной. Об этом свидетельствует ее жизнеспособность и в наши дни.

М.В. Ломоносов высоко оценил классно – урочную систему. Она давала, по его мнению, такие преимущества, как систематичность в преподавании, в получении знаний, преемственность, достижение прочности в знаниях, создание товарищеских отношений между гимназистами, развитие активности и инициативы детей. Кроме того, такая система регламентировала учебный процесс, одновременно предполагая внесение творческих элементов в работу учителя. Предложения М.В. Ломоносова об организации уроков являлись своеобразным минимумом, который был необходим для населения порядка в гимназии, достижения четкости в обучении детей, для овладения основами научных знаний. М.В. Ломоносов понимал важность методики преподавания предметов. Он рекомендовал тщательно отбирать материал для урока, опираться на научные достижения.

Поскольку в гимназиях большое количество времени отводилось на изучение языков, то М.В. Ломоносов дал подробные методические указания по этому вопросу. Очень подробно описывает М.В. Ломоносов преподавания латинского языка, который являлся тогда международным научным языком.

М.В. Ломоносов выступал против той методики преподавания иностранных языков, которую применяли домашние учителя. Он был сторонником разумного сочетания теоретической и практической подготовки по языку. Рекомендовал начинать с познания грамматики, а для закрепления знаний применять устную речь, переводы и сочинения на языке.

Не менее интересные идеи были высказаны М.В. Ломоносовым о методике преподавания естественных наук. Главное внимание он уделял обучению практическим навыкам, умениям владеть физическими и химическими приборами.

Анализ идей М.В. Ломоносова о методике преподавания предметов свидетельствует о том, что он стоял у ее истоков.

Таким образом, на формирование дидактических идей М.В. Ломоносова оказало влияние знакомство ученого с опытом обучения в русских и зарубежных школах, собственная педагогическая деятельность. Теоретические посылки он проверял сам как педагог – практик. Велико значение работ Яна Амоса Коменского, с которым М. В. Ломоносов был знаком. Развитие и обогащение дидактических идей чешского педагога осуществлено М.В.Ломоносовым на основе учета национальных особенностей России.

Кроме того, в его дидактических идеях находим обращение к опыту реальных школ Германии. Великому русскому академику принадлежит приоритет в решении многих дидактических проблем, которые позднее получили развитие в русской педагогике

Страницы: 1 2 

Обострение "восточного вопроса"
Русско-турецкая война 1877-1878 гг. - "Восточный вопрос" с момента его - возникновения во второй половине XVIII в. стал одной из центральных проблем в международной политике. Экономическую и политическую слабость Османской империи европейские государства пытались использовать в своих интересах. Турция была вь1годньй" рын ...

1930 год: принуждение и убеждение
Для исправления сложившегося критического положения ЦК партии и принимает в марте- апреле 1930 г. ряд последовательных и взаимосвязанных мер. 2 марта 1930 г. был опубликован исправленный Примерный устав сельскохозяйственной артели, закреплявший принцип добровольности, уточнявший правила обобществления и ведения коллективного хозяйства, ...

Конференции в разных регионах
Разработанные ими методические пособия, методические указания становятся на многие годы большим подспорьем в работе библиотек. Зарубежным библиотекам по их просьбе также оказывалась методическая помощь, в частности по внедрению Библиотечно-библиографической классификации. В 1973 г. за большие заслуги в развитии болгарского библиотечног ...