Вывод
Основная предпосылка для реформ эпохи Мейдзи - возникшая в связи с "открытием страны" реальная угроза неконтролируемого влияния Запада. Из-за постоянной тяги к сохранению традиционной организации общества время для планомерных - "мягких" - преобразований было упущено. Соответственно требовались кардинальные изменения практически во всех сферах - экономической, социальной и политической.
Целью реформ Мейдзи, если взглянуть с внешней стороны, во многом было стремление как можно быстрее догнать Запад, "модернизация". Реально же потребность в этом была вызвана необходимостью скорейшего усиления страны с целью сохранения независимости Японии. Таким образом, опять же возникает типично японский вопрос о "традициях", стремлении "не потерять лицо". Декларированной политической целью было восстановление непосредственного правления императора вместо установления, скажем, республиканской, президентской формы правления. Конституция 1889 г. оказалась достаточно формальной при чрезмерном значении императора.
Специфику проведения реформ в Японии можно проследить при рассмотрении форм их реализации:
1. Итоговое оформление всех преобразований выглядело как "реформы сверху". Например, партии никогда не выполняли "функций протеста". Они создавались по воле власти и как инструмент, обращенный против оппозиции (стр. 12), в отличие от "западного варианта", где партия возникает, обычно, как форма протеста против властей. В целом же любые "реформы сверху" в итоге получали почти молчаливое одобрение "низов.
2. Практически во всех случаях реформы проводились с опорой на традиционные реалии. Прежде всего, это присущие японскому социуму черты группового поведения; рост роли синто в обществе, как идеологии; принцип единства синто и государства - сайсэй-итти; в итоге при сочетании с принципом свободы вероисповедания появление "государственного синто" даже не как религии, а как культа национальной морали и патриотизма.
Реформы Мейдзи проводились ради сохранения основ социума, во имя поддержания традиций и в целом "модернизация жизни" состояла, прежде всего, в активнейшем формировании (как по необходимости, так и из искреннего стремления) нового общества ради сохранения базовой сущности его устоев.
«…Это был призыв к эволюции ради опять же возврата к "золотому веку", но на качественно новом уровне… Восприятие "западного" - это, конечно, инновация, но и с оборотной стороной. Лучше пожертвовать малым и найти возможность компромисса, не уступив при этом в главном: сохранив национальные традиции, специфику - своего рода средство для усиления влияния страны в новом, изменившемся мире.»2
1 История Японии. Накамура Кооя. (в составе книги «История Японии») - М., .2002.
2 Филлипов А.В. Специфика проведения реформ в Японии: цели, предпосылки и формы. - XX научная конференция по историографии и источниковедению стран Азии и Африки 6-7 апреля 1999 г. Санкт-Петербург.
Распространение христианской веры
Тотчас после крещения Владимир велит строить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры. Так, поставлена была церковь св. Василия на холме, где стоял кумир Перуна и прочих богов. Владимир велел ставить церкви и определять к ним священников также и по другим городам и приводить людей к крещению по всем городам и селам.
...
Первый поход монголов
В начале ХШ в. в Центральной Азии произошли события, наложившие глубокий отпечаток на судьбы народов и цивилизаций Азии и Европы, на историю и культуру, на социальное и экономическое развитие этих народов — образовалось централизованное монгольское государство, а затем в итоге завоевательных войн — огромная Монгольская империя.
Формиро ...
Работа в Самаре
Создание органов управления в новой Самарской губернии при первом губернаторе шло очень медленно. Оренбургский и Самарский генерал-губернатор В.А. Перовский искал чиновника, которому мог бы поручить самарское губернаторство. Чиновник требовался опытный и, что самое главное - честный. Такого человека нашёл его брат, министр внутренних де ...