Прежде чем мы во все это вникнем, мы должны сначала затронуть важный и очень обыкновенный вопрос: имеют ли осетины такое же понятие о нравственности, как мы, или другими словами, умеют ли осетины по абстрактному масштабу различать, как мы, что хорошо и что дурно?

Осетины питают симпатию только к тому, который делает им чрезвычайное добро, т.е. приносит им пользу - следовательно здесь виден эгоизм.

Симпатия эта отличается у осетин той особенностью, что она не имеет внутреннего корня в его душе . Дай осетину миллион или вообще максимум того, сколько бы ему хотелось иметь, следи за ним в жизненных моментах, которые он называет счастливыми - везде увидишь, что его лицевые мускулы в состоянии изобразить чувство признательности, счастья и любви и т.д.; но взгляни пристально ему в глаза, и ты ужаснешься холодности их выражения. Это нравственное чувство не что иное для него, как внешний этикет, вежливая форма, внутренне же он вовсе не знает и не понимает его, потому что нравственная жизнь его еще слишком мало развита. Поэтому осетин может только внешним образом понимать, но не чувствовать (внутренне постигать), что хорошо и что дурно. В этом отношении он подобен всем бесчувственным и бездушным людям.

Все то хорошо для него, что приносит ему пользу, и все то дурно, что приносит ему вред. Поэтому-то вся его нравственность должна основываться на внешних побудительных причинах; он творит добро не из-за добра и избегает зла только потому, что ждет вреда».

Кровная месть, которая обычно существует повсеместно на Кавказе, осуществляется также и у осетин с особой суровостью; очень редки случаи, когда от мести можно откупиться, поэтому убийца, как правило, покидает свою деревню и находит прибежище в другом племени; когда ему уже нечего бояться, он возвращается к своему очагу. Когда осетин отомстил за смерть гостя, он идет на могилу убитого и объявляет во весь голос, что он покарал убийцу и отомстил за кровь умершего.

Кровная месть передается по наследству и переходит от отца к сыну, вплоть до внука, часто она является причиной военных действий, которые начинаются между двумя деревнями.

Хотя кровная месть не может быть никогда полностью отменена, существует обычай откладывать ее на некоторое время, делая дары потерпевшей стороне. Убийца скрывается в укрепленной башне, где он защищается кем-либо из своих родственников от нападений родственников убитого; оттуда он посылает одного из своих друзей к старейшинам деревни, которые собирают родственников убитого и предлагают им заключить на один год договор с их противником, по которому убийца обязывается дать определенное количество овец или быков потерпевшей стороне, а они обязуются клятвой, что оставят его в покое на срок, который обговорен в договоре: соглашение может быть продлено с согласия обеих сторон по истечении указанного срока (После экспедиции 1830 года в Осетии кровная месть была строго запрещена, и пристав (инспектор) следит за тем, чтобы этот приказ выполнялся. Князь Абхазов, возглавляющий экспедицию в северные территории этой области, заставил приехать во Владикавказ все враждующие из-за кровной мести группировки, он заставил их поклясться дружески устроить все свои дела, посредством предоставления откупа скотом или деньгами. Более ста конфликтов, из которых некоторые длились уже более 60 лет, были прекращены.).

Кровная месть уже не была в Осетии широко распространенным явлением, но отдельные случаи бывали, и тогда это приводило к разорению, а иногда и к уничтожению целых фамилий. Кровная месть влекла за собой убийства, уничтожение имущества, домов, посевов, угон и порчу скота и т. д. Поводом к убийству служили часто столкновения по экономическим, главным образом по земельным, вопросам.

Страницы: 1 2 3

Политическая борьба на 2 этапе (1629 – 1640).
Война с Испанией и Францией требовала новых чрезвычайных расходов и, в то же время, влияние войны отрицательно сказывалось на торговле с континентом. В Лондоне ощущался застой в торговых делах, началась частичная безработица. Но Карлу I удалось уже в апреле 1629 г. заключить мир с Францией, в ноябре 1630 г. был заключен мир с Испанией. ...

Византия в период правления Юстиниана
В период правления Юстиниана (527–565), когда Византия достигла наивысшего экономического расцвета, были предприняты попытки восстановления Римской империи. Византия вела войны в Северной Африке, на Сицилии и в Италии. На завоеванных землях восстанавливалось рабство и римская система налогообложения, основой которой являлись подушная и ...

Русско-французский союз
С образованием двух противостоящих союзов (Тройственного и русско-французского) открылся новый этап в истории международных отношений, связанный с углублением противоречий в Европе и ожесточенной борьбой великих держав за дальнейший раздел мира на сферы влияния[10]. К основным причинам сближения с Францией можно отнести[11]: острые про ...