Кровная месть в ОсетииСтраница 1
Русские историки XIX века писали: «…в Осетии кровная месть не только дозволена, но даже и вменяется в обязанности свободному человеку. Это считалось необходимою обязанностью при убийстве, все равно, с намерением или без намерения совершенном . Если случалось подобное нарушение, тот час же били тревогу.
Каждая из враждующих сторон собирала своих вооруженных приверженцев . окружали враждебный двор и каждого осмелившегося выйти убивали. Эти междоусобицы доводили до истребления целых родов. По праву завоевания покоренный аул победитель считал своей добычей и судьба пленных зависела от его произвола.
Впрочем, не было в обычае продавать подобных пленных в рабство, а скорее убивали их.
Беглый преступник был преследуем и если его настигали, то тот час же убивали (уши его, как трофеи, клали на могилу убитой преступником жертвы).
Главным правилом кровомщения по осетинскому коренному праву было оплачивать равное равным; так, если, например, кровомщение было объявлено за поражение, то противник или кто-либо из его семьи мог произвести только поранение, но не имел права убивать.
Старикам, которые при вспышках споров принимали на себя роль посредников, удавалось часто водворять между враждебными сторонам перемирие. Виновной стороне сообщали: “Вы должны к такому-то сроку выплатить столько-то и столько” (прежде всего обыкновенно скотиной или деньгами). Наибольший выкуп за убийство равняется 324 коровам или 324 рублям - сумма, которую частное лицо не могло выплатить. По уплате первой части, обвиняемым снова объявлялось: “К такому-то сроку (обыкновенно к следующему году) вы должны дать истцу часть земли, которая бы равнялась стоимости стольких-то коров”. По истечении второго срока и по уплате следуемого им в последний раз объявлялось “дать медной и железной посуды по стоимости стольких-то коров”. (Если у приговоренных истощались средства, то они платили живым товаром: уступали дочерей своих, обыкновенно в виде номлусов, реже в виде жен .).
По уплате всего выкупа приговоренных обязывали задать торжественный пир обиженным к известному сроку и для этого пиршества должно быть заколото столько-то быков или баранов, сварено столько-то котлов пива и араки.
После этого начинается сильная попойка: едят, шумят, поют и по окончании всего расходятся совершенно удовлетворенные по домам .
Если виновная сторона пропускала тот или другой срок уплаты, то тот час же являлась возможность возобновить кровомщение. Но до этого доходило очень редко, потому что предпочитали лучше ждать .
В первые десятилетия нынешнего столетия кровомщение в Осетии распространилось до неимоверной степени. Многие сотни семейств в Осетии находились между собой в смертельной вражде или кровавой распре. Народ стонал под гнетом невыносимой анархии. Многие же семейства проживали годами в сторожевых башнях, как в тюрьмах. Тут вступилось русское правительство .
Если брат коварно пронзит кинжалом брата, то может случиться, что родственники яростно кинутся на убийцу и тут же зверски убьют его; но может легко случиться и так, что родственники убитого и не обратят на это внимания, простят виновного и предадут дело забвению . Следует ли наказывать или нет - братоубийство, детоубийство или вообще убийство какого-нибудь родственника, зависит просто от того, как родственники ценили убитого. Масштаб, которым измеряют престуления - чисто внешний.
Если убитый брат был негодяй, родственникам своим в тягость, то по осетинскому коренному праву убийца оставался безнаказнным; в противном случае его убивали. ПО КОРЕННОМУ ОСЕТИНСКОМУ ПРАВУ ПОДЛЕЖАТ НАКАЗАНИЮ ТОЛЬКО ТЕ ДЕЯНИЯ, ОТ КОТОРЫХ СТРАДАЮТ ИМУЩЕСТВА, ИМЕЮЩИЕ ЦЕННОСТЬ. Это понятие о преступлении проникает в осетинское уголовное право с совершенно логической строгостью во всех отдельных случаях.
Историческое значение Земской реформы
Без сомнения, земства сыграли выдающуюся роль в поднятии культурного уровня русской деревни в распространении грамотности среди крестьян. Не менее велика и роль земства в развитии здравоохранения в Европейской России. Земские больницы были открыты для всех слоев крестьянства, до этого практически лишенного какой бы то ни было медицин ...
Кружок "ревнителей
благочестия"
Церковные порядки середины XVII в. вызывали немало нареканий как у мирян, так и среди самого духовенства. Много нелепого было и в чине богослужения, например, многогласие, когда в целях сокращения церковной службы в храме одновременно читали евангелие, пели и произносили ектении или возгласы. Господствовало хомовое пении, при котором сл ...
Историография накопления археологического материала по средневековым
кочевникам
Конечно, одних письменных источников современников кочевых народов недостаточно, чтобы показать яркую самобытность кочевых племен Половецкой земли.
В 80-е гг. пошлого века интенсивно накапливается археологический материал по средневековым кочевникам территории Южного Приуралья. Этим работам предшествовали отдельные, большей частью случ ...