Тибет – это удивительное место. Труднопроходимые горы; обширные территории, часто с немногочисленным населением, а местами и вовсе лишенные такового; тяжелый климат с резкими перепадами температур и влажности; высота, плохо переносимая привычными к равнине людьми, и, самое главное, нежелание властей Тибета допускать в свои пределы иностранцев сдали систематическое изучение Тибета практически невозможным, а всякие попытки этого – героическими предприятиями, полными приключений, побед и крушений, драм и даже трагедий.

Однако недоступное всегда манило человека. Чем труднее было проникнуть в Тибет, тем настойчивее становились попытки европейцев преодолеть препятствия, возводимые природой и политикой. Цели у всех были разные. Католических и протестантских миссионеров вели туда сначала желание обнаружить на Востоке христиан, в существование которых они твердо верили, а затем идея проповеди христианства среди «диких» народов Азии. Торговцев влекла прибыль. Стратегическое расположение Тибета «в середине Азии» сталкивало здесь интересы его соседей - Китая, Индии, Персии, а позднее и европейских держав - России и Англии, а это значит- туда шли военные разведчики. Очарованные буддийской религией стремились увидеть святыни Тибета. Путешественников-романтиков привлекала возможность побывать в труднодоступных районах. Ученые- географы, этнографы, историки, биологи - ставили перед собой исследовательские задачи. При этом осознанно служили науке лишь они, но материалы, оставленные всеми теми, кто описывал свои путешествия по Тибету, внесли весьма значительный вклад в науку об этой стране.

Сегодня Тибет стал доступнее. Мы можем сесть на самолет или современный поезд и со всеми удобствами в течение часа или дня оказаться в Тибете, а в магазинах без труда отыскать парочку книг, посвященных этому месту, но это нагорье и его жители остаются для нас такими же загадочными и не понятным как и тысячу лет назад. Не смотря на доступность информации, Западное представление о Тибете построено, скорее, на мифической основе, чем реальной.

Например, существует представление, что Тибет – это бесплодная, безлюдная, холодная земля, мало приспособленная для жизни человека. Там водятся суслики, дикие яки и лошадь Пржевальского, а полудикие кочевники пасут дикий скот. Самый распространённый стереотип – о мудрых тибетских ламах, «обитающих» в высокогорных монастырях, об отшельниках, проведших много лет в холодных пещерах и постигших тайны этой жизни, получив сакральное знание и Далай-ламе как о лидере одной из буддийских сект, одном из более чем 1700 «живых Будд» этой уникальной тибетской традиции.

Но самое глубокое заблуждение, это миф о том, что «тибетцы – смиренный, благочестивый, умиротворённый в своей религиозности народ. Они не убьют и мухи, отдадут последний халат, не обманут даже врага». Расхожа идея, согласно которой Тибет определяется как «угнетённая нация», состоящая из миролюбивых монахов, никогда не причинявших никому никакого вреда. Данные мифы и суждения, конечно, относится к числу продуктов прежней тибетской изоляции, взрастившей массу иллюзий о некоей мистической стране по ту сторону Гималаев, но всё это весьма далеко от правды.

Описанный суровый климат характерен в некоторой степени, верно, по отношению к Северному плато, Чантангу. Однако южные и восточные долины Тибета представляют вполне удобные районы, где тепло летом и не очень холодно зимой, много воды, а так же растут фрукты и овощи. Тибетцы – типичные горцы, вспыльчивые, гордые, не прощающие нанесённой обиды. Они очень религиозны, но это не мешает им мстить врагам, резать баранов, драться с соперниками и т. д. Все описания путешествий по Тибету изобилуют рассказами о дерзких разбойниках и ворах. «Угнетённая нация» на протяжении своей истории знала немало захватнических войн. Мало кто знает, что было время, когда Китай был «притеснён» тибетцами и некоторые его территории были захвачены.

Как было отмечено во время англо-тибетской войны 1903-1904 гг. англичанами, тибетцы – мужественные люди. Как горные народы, они свободолюбивы и независимы, поэтому на протяжении многих столетий они борются за свою независимость. На сегодняшний китайско-тибетский вопрос является одним из самых волнующих для людей по всему мир. Существуют десятки мнений по поводу правомерности и целесообразности притязаний тибетцев, в частности мнение Китая, который, по моему мнению, считает себя благодетелем, помогающим «отсталой» местности интегрироваться в мировую экономику. Вопрос надо ли это Тибету.

Страницы: 1 2

Ссылка в русском праве
В XVII в. ссылка уже входит в карательную систему, и Уложение 1648 использует ее весьма широко, присуждая к ней за самые разнообразные деяния. Ссылка в русском праве понималась в высшей степени своеобразно. Если на Западе государство стремилось к очищению путем ссылки метрополии или к колонизации отдельных провинций, то русское правите ...

Голод в Советской России и международная общественность.
Первые признаки голода на территории Советской России обозначились осенью 1920г. В Самару и другие поволжские города начался приток голодающих крестьян из окрестных деревень. Толпы голодных становятся повседневной картиной городской среды. Крестьяне бросали свои дома и тысячами устремлялись на юг. В декабре 1920г. в Саратове появились к ...

Цена гражданской войны.
Гражданская война явилась страшным бедствием для России. Она привела к дальнейшему ухудшению экономической ситуации в стране, к полной хозяйственной разрухе. Безудержным грабежом интервенты и белогвардейцы совершенно разорили крестьянство. Только в Иркутской губернии они уничтожили и захватили во время карательных операций 250 тысяч пу ...