Результаты первых парламентских выборов после свертывания “пражской весны” в ноябре 1971 г. вселили в сторонников “нормализации” надежду, что самое трудное для них уже позади: за кандидатов от КПЧ было отдано почти 100 % голосов. Скорее всего, это была вынужденная манифестация большинства населения своей лояльности режиму, хотя нельзя отрицать и того, что рабочие и крестьяне проявили в событиях 1968 г. меньшую активность, чем интеллигенция и молодежь. А ставшее в начале 70-х гг. достаточно заметным повышение жизненного уровня именно этих слоев населения обеспечивало их лояльность режиму.

В 1975 г. вместо восьмидесятилетнего Л.Свободы пост президента республики занял Г.Гусак, ставший во многом олицетворением режима “нормализации”. В его руках вплоть до 1987 г. были сосредоточены функции президента, первого секретаря ЦК КПЧ и председателя Национального фронта.

В декабре 1980 г. Федеральное собрание приняло три конституционных закона, изменявших и дополнявших закон о федерации 1968 г. Вновь проявились тенденции к усилению централизма, расширению полномочий центральных федеральных органов за счет ущемления реальных прав республик. Многие из назревших уже тогда вопросов национальных взаимоотношениий чехов и словаков оставались нерешенными. Прежде всего это были экономические проблемы развития республик

С наступлением в СССР периода гласности и перестройки атмосфера застоя в общественной и политической жизни ЧССР стала постепенно меняться. Большое внимание привлекали успешная экономическая реформа в соседней Венгрии. Чехословацкая общественность возлагала большие надежды на демократизацию политической жизни в связи с визитом М.С.Горбачева и последовавшим в конце 1987 г. избранием первым секретарем ЦК КПЧ М.Якеша. Однако он не оправдал связывавшихся с ним надежд. Зато активным сторонником реформирования экономики зарекомендовал вновь назначенный премьер-министром правительства ЧССР Л.Адамец. Им была предпринята попытка сформировать реформаторское крыло из членов президиума ЦК КПЧ. Была начата политика перемен, однако весьма половинчатых из-за сопротивления группировки Я.Фойтика и Якеша (последний в 1969-1970 гг. руководил чисткой КПЧ). Консерваторы с недоверием отнеслись к советской “перестройке”, поскольку опасались, и не без оснований, своего политического банкротства.

Между тем общество постепенно освобождалось от чувства страха: прошли несанкционированные демонстрации в центре Праги в связи с 20-летием интервенции 1968 г., а также демонстрация в честь дня национальной независимости 28 октября 1988 г Все более заметным становилось влияние на общественную жизнь правозащитной организации “Хартия-77”, возникшей в 1977 г. Это неформальное объединение следило за выполнением обязательств, принятых на себя властями ЧССР в Хельсинки, по соблюдению прав человека в стране и информировало собственную и мировую общественность о нарушениях в этой сфере. Возглавляли организацию по очереди известный философ Я. Паточка, бывший в 1968 г. министром иностранных дел Й.Гаек, и драматург Вацлав Гавел. К концу 1977 г. хартию подписали, несмотря на преследования, 800 человек.

По инициативе членов “Хартии-77” в 1978 г. был создан комитет в защиту несправедливо преследуемых. Он информировал общественность о случаях незаконного преследования граждан и распределял материальную помощь семьям пострадавших. В 1979 г. аресту подверглись 10 активистов, шестеро из них, в том числе В.Гавел, были осуждены на различные сроки заключения. Однако деятельность Комитета продолжалась.

К концу 80-х гг. возросло число различных неформальных организаций, группировавшихся вокруг Хартии-77. В начале 1989 г. их насчитывалось более 35. Была проведена кампания протеста против церковной политики государства, поддержанная кардиналом Томашеком. Под петицией, которая содержала требование уважения конституционных прав верующих, было собрано более 600 тыс. подписей. Имели место и другие выступления верующих как в чешских землях, так и в Словакии. Поддержкой этому движению явилась канонизация папой Яном Павлом II 12 ноября 1989 г. чешской святой Анежки. Был также развернут сбор подписей за освобождение В.Гавела.

Страницы: 1 2 3 4

Крестьянское самоуправление и институт мировых посредников.
Упраздняя вотчиную власть помещика и вводя регламентацию отношений помещиков и крестьян, правительство встало перед вопросом, на кого возложить обязанности введения и дальнейшего регулирования этих новых отношений. В ходе обсуждения решено было создать систему местных учреждений, главной частью которых являлся бы институт, состоявший из ...

Борьба с расовой сегрегацией в школах и общественных местах
Я уже упоминал о расовой сегрегации в одной из предыдущих глав. Теперь мне бы хотелось рассказать об этом явлении в свете проблемы сегрегации в школах и общественных местах. Чтобы понять, против чего боролось чернокожее население США, необходимо поставить вопрос о сущности сегрегации. Расовая сегрегация в США — отделение этнических груп ...

Русская культура в первой половине XIX века
Начало XIX века - время культурного и духовного подъёма России. Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания русского народа, его консолидацию. Общая тенденция этого периода – растущая демократизация культуры, охват просвещением все более широких слоев народа. Разночинные слои общества не только приобщаются к ...